О статье А. Солженицына "Размышления над Февральской революцией"

 

Прочитал статью А. Солженицына "Размышления над Февральской революцией" (www.rg.ru/solzhenicyn.html). Было интересно почитать её, поскольку сам написал только что статью на близкую тему "Что надо было делать Николаю II, чтобы сохранить монархию и предотвратить катастрофу 1917 года".

Ничего принципиально нового о Февральской революции я в этой статье не увидел, хотя автор, как видно, поработал с историческим материалом и щедр на подробности событий. Одной из целей написания статьи, очевидно, было желание показать причины революции. Однако выводы звучат как-то нечётко.

В начале начинает казаться, что, по мнению автора, основная вина за происшедшие события лежит на Николае II. А. Солженицын пишет, например: "Именно потому, что волю монарха подданные должны выполнять беспрекословно, - ответственность монарха миллионно увеличена по сравнению со всяким обычным человеком. Ему была вверена эта страна - наследием, традицией и Богом - и уже поэтому он отвечает за происшедшую революцию больше всех. В эти первомартовские дни его главным порывом было - семья! - жена! - сын! Доброму семьянину, пришло ли в голову ему подумать ещё о миллионах людей, тоже семейных, связанных с ним своей присягою, и миллионах, некрикливо утверженных на монархической идее? Он предпочёл - сам устраниться от бремени. Слабый царь, он предал нас. Всех нас - на всё последующее". Вот так, не больше ни меньше: "он предал нас". Однако далее автор указывает другую причину: "Я ещё сам хорошо помню, как в 20-е годы многие старые деревенские люди уверенно объясняли: "Смута послана нам за то, что народ Бога забыл". И я думаю, что это привременное народное объяснение уже глубже всего того, что мы можем достичь и к концу XX века самыми научными изысканиями".

Что касается вины Николая II. Вообще говоря, в России теперь очень распространен подобный образ мыслей, когда всю ответственность хотят свалить на последнего царя. Если вдуматься, то сама по себе эта идея очень странна и даже подозрительна. Действительно, само революционное брожение началось задолго до рождения Николая II. Следовательно, хотя бы уже поэтому, он не может нести всей вины за случившееся. К тому же никто не спрашивал его при рождении, хочет ли он быть царём, и сам он, будучи уже взрослым совсем не стремился царствовать. Очевидно, начало царствования было воспринято им скорее как необходимый долг, чем желанное событие. Старался ли он быть хорошим царём? Несомненно. И далеко не всё было плохо в его царствование. Были не малые и важные успехи, например, в экономике, темпе промышленного развития, бесплатном образовании, бесплатной медицине, росте населения и многом другом. Причём по многим, важнейшим параметрам Россия занимала первое или одно из лучших мест в мире, о чем замалчивали и коммунисты и либералы. (См., например "Царствование Императора Николая II 1894-1917 в цифрах и фактах" Б.Л. Бразоля). И если бы не время его царствования, которое было омрачено, как говорилось, задолго до него начавшим развиваться революционно-террористическим движением, оно, скорее всего, было бы очень успешным.

Понимал ли он что не справляется со всё ухудшающейся ситуацией? Очевидно, да. Но мог ли он передать трон кому-то другому? Среди Романовых того времени мы вообще не найдём фигуры, обладавшей такими выдающимися качествами, которая бы могла исправить ситуацию. Да и никто, как ни должно казаться это странным, и не рвался на его место. Понимали, очевидно, широту проблем, с которой пришлось бы столкнуться. Куда легче было разводить критику со стороны, помогая тем самым расшатывать трон.

Солженицын пишет: "Быть христианином на троне - да, - но не до забвения деловых обязанностей, не до слепоты к идущему развалу"; "Династия покончила с собой, чтобы не вызвать кровопролития или, упаси Бог, гражданской войны"; "Кроткий, чистый, почти безупречный Николай II, (…) не прощён тем более, чем, не по месту, не по времени, был он кротче и миролюбивей".

"Быть христианином на троне - да", - пишет Солженицын. Однако не христианство ли, как раз воспитывало кротость, смирение, всепрощение, любовь к врагам и т.д.? Я писал в "Как исчезнут люди": "…Ещё одним способом толкования значения гибели Николая II с семьёй является христианско-православная версия. В ней семья выступает в роли христианских мучеников, праведников, пострадавших за православную веру. Такая точка зрения может быть, конечно, подтверждена тем, что семья действительно была набожной и православной. Но здесь упускают из виду, что христианство явилось той силой, которая подготавливала гибель семьи Романовых. Достаточно сравнить фигуры Николая II и Людовика XVI, погибшего при во многом схожих обстоятельствах во время французской революции. И в том, и в другом случае бросаются в глаза христианское всепрощение жертв, характерное смирение, ведущее к гибели. Гибель обоих монархов, несомненно, в значительной части была подготовлена их христианским воспитанием с его предписаниями: "Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду"; "Я посылаю вас, как овец среди волков"; "А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас " (Мт. 5; 39 - 40, 10;16, 5;44.). Это не хотят понимать. Несомненно также, что христианство своей проповедью всеобщей любви и "греховности" богатства способствовало появлению коммунистических идей с их "всеобщим равенством и братством", ненавистью к богатым и т.д. Следовательно, оно способствовало и возникновению революций, движимых этими идеями (в частности, французской и российской)".

В не малой части, как мне кажется, в России и желание всё свалить на одного, воспитано влиянием христианства. Веками внушалось, что некто один, "Агнец", Христос, взял на себя грехи всех. Что и говорить, удобно то как! Однако откуда в нашем народе так распространено желание обвинять во всём Николая II? Вот что я писал в той же книге: "И до сих пор нет покаяния в российском народе. И знаете, почему ещё не каются? Одна из причин та, что чувствуют - нет им прощения. И не помогают здесь призывы христианских священников, говорящих о христианском божественном прощении, - им не верят. И правильно делают. Преступление совершено, и дальше, судя по всему, будет гибель".

Вина тех, кто деятельно или только сочувствием революционерам-террористам был причастен к катастрофе 1917 года, в значительной степени унаследована и следующими поколениями. Почему? Выжили многие худшие, погибли многие лучшие. И худшие и передали свои низкие качества следующим поколениям. И они продолжают ненавидеть царя, а вместе с ним, обыкновенно вообще дворян. И ненавидели и ненавидят их, главным образом, не за положение и богатство, которое они имели, а за высшие качества, в том числе моральные, которые были у многих из них. И ещё хочу обратить внимание на следующее. Не следует ли считать, что те, кто и теперь ненавидит последнего царя, в некотором смысле как бы участвуют в его убийстве и убийстве его семьи? Не ложиться ли с тем самым на таких людей ответственность за то преступление?

Однако вернёмся к причине революции, о которой автор пишет уже в заключительной части статьи, а именно о том что "народ Бога забыл". Сказать так, значит сказать и много и почти ничего. Почему забыл? Взял так вот и забыл? Этот важный вопрос в статье совсем не развит и даже не названо вовсе никаких причин.

На мой взгляд, надо говорить не просто о том, что "народ Бога забыл", а вообще о падении высших качеств, в том числе нравственности и религиозности. И не только в России, но, видимо, во всём человечестве, происходившем в течение нескольких последних веков. И причина этого, на мой взгляд, очевидна, это вырождение. Вырождение, захватившее не только Россию, но и другие народы. И оно шло одновременно с развитием либеральных и коммунистических идей.

Вырождение включало в себя массовую гибель высших людей по всему миру. Они гибли в последние времена не только в революциях, но и в войнах и в тюрьмах, просто из-за невыносимых условий бытия среди быдла и т.п. Помимо прочего они растворялись за счёт браков с более низкими представителями человечества, из-за чего потомство теряло высшие качества. А это, в том числе, последствие всеобщего равенства и отсутствия прежних сословий.

И вот результат этого процесса, который мы можем наблюдать теперь, это серая масса человечества, перемешивающаяся, забывающая о своих национальных корнях. У многих представителей этой массы есть способности для решения инженерных, технических задач, работы с компьютерами, занятий предпринимательством, например, но они становятся всё менее способны к высшим чувствам, религиозности, не воспринимают высокое искусство.

В статье в общем верно показанное разложение высших кругов Российской Империи, бездеятельность духовенства, неспособность пришедшего Временного правительства. Как я уже писал по этому поводу: "Несомненно, что фактором, сделавшим революцию возможной, стало развращение аристократии. Гниль завелась в верхах: сохрани они чистоту, и государство, возможно, удалось бы уберечь. Не случайны слова Николая II: "Кругом измена и трусость, и обман!". Чернь была во всех сословиях, в том числе и в высшем. И виновна не только чернь из рабочих, крестьян, торговцев и др. Но виновна и чернь, эволюционные отбросы, расплодившиеся во дворянстве и в высших кругах царской России. Преступление в том, что чернь истребляла наиболее высших, эволюционно высокоразвитых. И их истребляли не только в высшем сословии - во всём народе. Широко известно о терроре по отношению к дворянству, буржуазии и крестьянству. Но террор был направлен и против рабочих. Для восставшей черни было важно нагнетание страха, истребление всех, имеющих достоинство, независимый образ мыслей. И им не так было важно, рабочий это или аристократ ("Как исчезнут люди")".

В заключении хочу сказать, что в целом, и девяносто лет спустя после печальных событий 1917 года в нашей стране отсутствует их правильная оценка. По-прежнему не понимают отрицательную роль христианства. По-прежнему стараются обвинить во всём последнего царя или довольствуются общими фразами вроде "народ Бога забыл". Отчасти это отражено и в рассмотренной нами статье.


Игорь Ладов


28.03.2007


© И.П. Липатов (Ладов), 2007

 


Из работ Игоря Ладова

Книги

Книга "МИРОВОЗЗРЕНИЕ"

Книга "КАК ИСЧЕЗНУТ ЛЮДИ"


Статьи

Выступление И. Ладова на конференции по философии, посвящённой Фридриху Ницше. (2001г.)

Наше время - конец человечества (2002г.)


Фридрих Ницше и "человек-невидимка" (2002г.)


Нострадамус и Зима (2002г.)


"Дамы и господа!"? (2002г.)


О "Политическом завещании Петра I" (2002г.)


Во что верить русским (2002г.)


Несколько слов о перспективах монархического строя в России (2002г.)


Америка. Ещё немного? (2003г.)


Есть ли выход? (2003г.)


Несколько слов о Н.Я. Данилевском (2003г.)


Декларация прав (2004г.)

Стоит ли эмигрировать? (2004г.)

Рыба тухнет с головы (2004г.)

Рецензия на работу Matigor-а "Русский ковчег: утопия на злобу дня" (дополнена ответом автора на рецензию) (2005г.)

Валаам-Кижи-Соловки (2006г.)

Рассуждение о грядущем рае (2006г.)

Озеро Баскунчак и гора Большое Богдо (2007г.)

Продуктовый магазин и "Химия для дома" (2007г.)

Что надо было делать Николаю II, чтобы сохранить монархию и предотвратить катастрофу 1917 года. (2007г.)

О статье А. Солженицына "Размышления над Февральской революцией" (2007г.)

О поездке в Кисловодск (2007г.)

Поездка во Францию (2010г.)

Секрет Моны Лизы (2010г.)

Научное подтверждение астрологии? (2011г.)

Воскрешение династии. К четырёхсотлетию начала царствования дома Романовых. (О клонировании царской семьи.) (2014г.)

О текущих событиях
(Сирия, Олимпиада-2014, Крым, Новороссия, Украина).
(2014г.)

Законы нового человечества. (Евангелие) (2015г.)

Жалкие патриоты. (Заметка) (2015г.)

Об установке памятников Ивану Грозному. (2016г.)

«Белые» и «красные» — суть борьбы.
К столетию расправы над Царской семьёй.
(2018г.)

О другой стороне Великой Отечественной войны. (2018г.)

В новом мировом порядке. Что происходит на мой взгляд. (2020г.)

Ремонт японской магнитолы Sanyo M-W25K. (2023г.)

 

Афоризмы

Афоризмы Игоря Ладова

 

Видеоролики, видеовыступления, видеолекции

Страница с видео


Живопись

Картины Игоря Ладова


Стихи

Стихи Игоря Ладова

 

Фотоработы

Фотоальбомы некоторых поездок

 

Некоторые статьи, заметки из дневника (блога).

Об акции «Бессмертный полк».

О событиях вокруг 07.04.17.

О проигрыше Марин Ле Пен на президентских выборах во Франции.

Отозванное Великобританией предложение об убежище семье Николая II.

РФ собирается поставить Турции зенитно-ракетные комплексы С-400.

Несколько слов о фильме «Матильда» А. Учителя.

В продолжение темы о фильме «Матильда».

Для тех, кто отвергает мои идеи отделения от человечества.

Об обострении конфликта США и КНДР.

О признании США Иерусалима столицей Израиля.

Лермонтовский Демон в Кисловодске.

О событиях в Сирии.

Актриса Н.Захарова о разговорах о якобы нетрадиционной сексуальной направленности П.И.Чайковского.

О событиях в Сирии (продолжение). Кому выгодна война в Сирии.

О безысходности ситуации в России.

В продолжение темы «О безысходности ситуации в России».

Президентские выборы закончились. Проблемы остались и увеличиваются.

Мысли в связи с проектом А. Кончаловского «Это мы. Это про нас».

Об обострении отношений с Западом и опасности глобальной ядерной войны.

О повышении пенсионного возраста.

О гастролях французского театра «L`Atalante» в Астрахани.

О разговорах о передаче Курильских островов Японии.

О документальном фильме «Romanov. La contre-enquete». (Можно перевести «Романовы. Контр-расследование».)

Об известной фразе: «Если ты такой умный, почему ты такой бедный».

Почему я не люблю футбол.

Я ещё в 2014-ом написал статью «Воскрешение династии...

В ожидании очередной катастрофы.

100 лет со времени «красного» террора в Астрахани.

По теме «заката Европы».

В продолжение темы названий улиц Астрахани.

Есть ли счастье?

Почему в мире разрушают семью.

К годовщине дня рождения И.Сталина.

Михаил Булгаков и "12 стульев". (Заметка)

"Илон Маск показал имплант для мозга" (отрывок из моей статьи).

Тем, кто переживает по поводу проигрыша Трампа на выборах в США.

А иди-ка ты… к роботу!

Моё мнение об отце Сергии (Романове) и о ситуации в монастыре под Екатеринбургом

О психологической заразе.

Поездка в Кисловодск.

Поездка в Ессентуки.

Проблема оптимизма. О передаче с И.Шнуренко и М.Делягиным.

Счастье забыть телефон.

Встретилось интересное место в мемуарах. Великая Княгиня Мария Павловна, «Воспоминания».

Поставили памятник Александру III в Гатчине.

Windows и Linux.

О «новой нормальности».

О Париже, несколько слов.

В недавней поездке поднялся на одну из вершин Бештау — Малый Тау, подъём был через Орлиные скалы.

Два отношения к богатству.

Роботы уже близко.

Об отделении.

Мандат ВОЗ.

Владимир Васильевич Вейдле и его работа «Умирание искусства». (2021г.)

О выборах. (2021г.)

Насчёт qr-кодов. (2021г.)

О песне ABBA «Happy new year».(2021г.)

О третьем апокалиптическом всаднике, «размахивающим гигантским шприцем вме­сто копья». (2022г.)

О мемуарах Варвары Головиной. (2022г.)

Несколько цитат из работы К. П. Победоносцева о демократии и парламентаризме. (2023г.)

О пропаганде питания насекомыми. (2023г.)

Господа-товарищи, носите носовые платки. (2023г.)

О сквернословии и мате. (2023г.)

Может ли спасение придти от бандитов? (2023г.)

Ложь разрастающаяся. (2023г.)

Вспоминая СССР. (2023г.)

Сообщают о новом случае стрельбы в школе. (2023г.)