Об установке памятников Ивану Грозному |
Ты высок
на троне; но есть Всевышний,
Судия наш и твой. Как предстанешь на суд Его? Митрополит Филипп II (Колычёв)
«Так говорил Заратустра». Ф. Ницше |
По сообщениям СМИ в Орле установлен памятник Ивану Грозному, второй памятник собираются открыть в Александрове Владимирской области. Я считаю правильной мысль судить о государственных деятелях по их делам. И в случае Ивана Грозного сторонники установки памятника обычно приводят доводы о том, как много положительного он сделал для укрепления и развития государства. Однако, чтобы оценить качество дел, надо смотреть на них несколько далее, чем в период их совершения. Смотреть на их последствия. Можно долго спорить, приводя доводы о хороших и плохих делах государственного деятеля, но результат, к которому они приводят, подводит итоги этих споров. Факты — упрямая вещь. Les faits parlent ! (фр. факты говорят). А итогом правления Ивана IV (Грозного) было Смутное время. В период Смутного времени произошли многочисленные бедствия и страна была поставлена на грань уничтожения. Спрашивается, чем же страна была так ослаблена, что пришла к этому периоду своей истории? Что, укрепление государства Иваном Грозным привело к такому ослаблению? Может быть это внешние или внутренние враги или неурожайные годы (1601-1603 гг.)? Но укрепление государства должно было бы увеличить сопротивляемость к этим факторам. А произошло наоборот, страна выглядела ослабленной перед вредоносными воздействиями. И ответ на вопрос, почему это произошло, известен из истории. Упрочняя свою власть Иван Грозный уничтожал не только врагов страны, карал не только преступников, но и уничтожал людей страну любящих, обладавших силой, здоровьем (физическим и духовным), которые и обеспечивают в государстве его жизненную силу. Как писал Н.М. Карамзин об Иване Грозном: «С каким-то хладнокровным размером истребляя знаменитые роды, будто бы опасные для Царской власти — возводя на их степень роды новые, подлые, и губительною рукою касаясь самых будущих времен: ибо туча доносителей, клеветников, кромешников, им образованных, как туча гладоносных насекомых, исчезнув, оставила злое семя в народе.» («История государства Российского») (1). Несмотря на все положительные дела Ивана IV, которые, конечно, понимали, никто за всю долгую историю не поставил ему памятник. Даже при И.В. Сталине (Джугашвили) не поставили. А ведь он, видимо, имел симпатии к этому царю, исходя хотя бы из вышедшего в то время художественного фильма «Иван Грозный». Не говоря о некоторых отличиях этих государственных деятелей, оба они использовали сходные тиранические методы правления. Так что и о Сталине, при всех его положительных делах по укреплению и расширению государства можно сказать, что: «туча доносителей, клеветников, кромешников (т.е. опричников, - И.Л.), им образованных, как туча гладоносных насекомых, исчезнув, оставила злое семя в народе». Как и Грозный он не оставил после себя достойного приемника и государство его, несмотря на все достижения в развитии (образовании, науке, промышленности, медицине и др.), вскоре впало в новое Смутное время. Это примерно так, как если бы кто-то заботился о росте кроны дерева, одновременно уничтожая часть здоровых корней. Не сразу, но через некоторое время результаты этого отразятся и на кроне. Грозный умер в 1584-ом году. Началом смуты обычно принято считать начало правления Бориса Годунова — 1598г. Следовательно, смута началась через 14 лет, после его смерти. Если же считать началом смуты начало действия самозванца - 1604г. то 20 лет. Сталин умер в 1953 году, Советский союз был развален в 1991 году, т.е. через 38 лет. Если же считать началом нового Смутного времени приход к власти М.С. Горбачёва в 1985 году, получается 32 года. Иначе говоря, Советский союз, построенный при Сталине, судя по времени, оказался примерно раза в два устойчивее государства времён Грозного. Из пропасти, в которую попала страна с началом нового Смутного времени, она не выбралась до сих пор. Появились люди желающие переделать историю, которые утверждают, что их великих и невинных героев оболгали враги, и почти всё дурное о них просто ложь. Они поступают как влюблённые подростки, которые вообще не допускают возможности существования в их объекте обожания каких-либо недостатков. Но есть же реальность, многочисленные свидетельства, документы и здравый смысл. Конечно, что-то могли исказить или придумать недоброжелатели Грозного или Сталина, но не полностью же изменить картину. Некоторые исходят из того, что раз исторического персонажа, государственного деятеля критикуют враги России, то значит он то как раз человек замечательный. Но так рассуждать не умно. Платонов С.Ф. писал: «Можно не верить вполне тем россказням о казнях и жестокостях Грозного, которыми занимали Европу западные авантюристы, побывавшие в Москве; но нельзя не признать, что террор, устроенный Грозным, был вообще ужасен и подготовлял страну к смуте и междоусобию. Это понимали и современники Грозного; например, Иван Тимофеев в своём «Временнике» говорит, что Грозный, «божиими людьми играя», разделением своей земли сам «прообразовал розгласие» её, т. е. Смуту». (6) Вспомним некоторые дела Ивана IV (Грозного), как пишет Карамзин, при жизни прозванного Мучителем. Я не пожалею места для цитат, поскольку многие не читали этого, а многие забыли. Вот описание устроенного им разгрома Новгорода у Карамзина (как писал Ключевский В.О. в «Русской истории» «по одному подозрению в измене» (2)): «Дружина Государева вошла в Новгород, окружив его со всех сторон крепкими заставами, дабы ни один человек не мог спастися бегством. Опечатали церкви, монастыри в городе и в окрестностях; связали Иноков и Священников; взыскивали с каждого из них по двадцати рублей, а кто не мог заплатить сей пени, того ставили на правеж: всенародно били, секли с утра до вечера. Опечатали и дворы всех граждан богатых; гостей, купцов, приказных людей оковали цепями; жен, детей стерегли в домах. Царствовала тишина ужаса. Никто не знал ни вины, ни предлога сей опалы». «Казнили всех Иноков, бывших на правеже: их избили палицами и каждого отвезли в свой монастырь для погребения». «Явились воины, схватили Архиепископа, чиновников, слуг его; ограбили палаты, келии, а Дворецкий, Лев Салтыков, и Духовник Государев Евстафий церковь Софийскую: взяли ризную казну, сосуды, иконы, колокола; обнажили и другие храмы в монастырях богатых, после чего немедленно открылся суд на Городище... Судили Иоанн и сын его таким образом: ежедневно представляли им от пятисот до тысячи и более Новогородцев; били их. мучили, жгли каким-то составом огненным, привязывали головою или ногами к саням, влекли на берег Волхова, где сия река не мерзнет зимою, и бросали с моста в воду, целыми семействами, жен с мужьями, матерей с грудными младенцами. Ратники Московские ездили на лодках по Волхову с кольями, баграми и секирами: кто из вверженных в реку всплывал, того кололи, рассекали на части. Сии убийства продолжались пять недель и заключились грабежом общим: Иоанн с дружиною объехал все обители вокруг города; взял казны церковные и монастырские; велел опустошить дворы и келии, истребить хлеб, лошадей, скот; предал также и весь Новгород грабежу, лавки, домы, церкви; сам ездил из улицы в улицу; смотрел, как хищные воины ломились в палаты и кладовые, отбивали ворота, влезали в окна, делили между собою шелковые ткани, меха; жгли пеньку, кожи; бросали в реку воск и сало. Толпы злодеев были посланы и в пятины Новогородские губить достояние и жизнь людей без разбора, без ответа. Сие, как говорит Летописец, неисповедимое колебание, падение, разрушение Великого Новагорода продолжалось около шести недель». Грозный удалился из Новгорода «отправив несметную добычу святотатства и грабежа в столицу». (1) В связи с этим грабежом собственного народа надо упомянуть такую черту характера Ивана IV как любовь к деньгам и роскоши: «Обогатив казну торговыми, городскими и земскими налогами, также и присвоением церковного имения, чтобы умножить войско, завести арсеналы (где находилось всегда в готовности не менее двух тысяч осадных и полевых орудий), строить крепости, палаты, храмы, Иоанн любил употреблять избыток доходов и на роскошь: мы говорили об удивлении иноземцев, видевших в казне Московской груды жемчугу, горы золота и серебра во дворце, блестящие собрания, обеды, за коими в течение пяти, шести часов пресыщалось 600 или 700 гостей, не только изобильными, но и дорогими яствами, плодами и винами жарких, отдаленных климатов: однажды, сверх людей именитых, в Кремлевских палатах обедало у Царя 2000 Ногайских союзников, шедших на войну Ливонскую. В торжественных выходах и выездах Государевых все также представляло образ Азиатского великолепия: дружины телохранителей, облитых золотом — богатство их оружия, убранство коней». (1) Карамзин также пишет, как умирающий Грозный «в минуты облегчения приказывал носить себя на креслах в палату, где лежали его сокровища дивные; рассматривал каменья драгоценные, и 15 Марта показывал их с удовольствием Англичанину Горсею, ученым языком знатока описывая достоинство алмазов и яхонтов!» (1) При этом народ был доведён до крайней нищеты и ужасных бедствий: «голод и мор помогали тирану опустошать Россию. Казалось, что земля утратила силу плодородия: сеяли, но не сбирали хлеба; и холод и засуха губили жатву. Дороговизна сделалась неслыханная. (...) Бедные толпились на рынках, спрашивали о цене хлеба и вопили в отчаянии. Милостыня оскудела: ее просили и те, которые дотоль сами питали нищих. Люди скитались как тени; умирали на улицах, на дорогах. Не было явного возмущения, но были страшные злодейства: голодные тайно убивали и ели друг друга! От изнурения сил, от пищи неестественной родилась прилипчивая смертоносная болезнь в разных местах. Царь приказал заградить многие пути; конная стража ловила всех едущих без письменного вида, неуказною дорогою, имея повеление жечь их вместе с товарами и лошадьми». (1) Возвратимся к рассмотрению примеров дел Грозного-Мучителя: «Среди большой торговой площади, в Китае-городе, поставили 18 виселиц; разложили многие орудия мук; зажгли высокий костер и над ним повесили огромный чан с водою. Увидев сии грозные приготовления, несчастные жители вообразили, что настал последний день для Москвы; что Иоанн хочет истребить их всех без остатка: в беспамятстве страха они спешили укрыться где могли». «Кромешники заградили ему уста, повесили его вверх ногами, обнажили, рассекли на части, и первый Малюта Скуратов, сошедши с коня, отрезал ухо страдальцу». Следующего «несчастного обливали кипящею и холодною водою: он умер в страшных муках. Других кололи, вешали, рубили. Сам Иоанн, сидя на коне, пронзил копием одного старца. Умертвили в 4 часа около двухсот человек». «Три дни Иоанн отдыхал: ибо надлежало предать трупы земле! В четвертый день снова вывели на площадь несколько осужденных и казнили: Малюта Скуратов, предводитель палачей, рассекал топорами мертвые тела, которые целую неделю лежали без погребения, терзаемые псами». «Жены избиенных Дворян, числом 80, были утоплены в реке». (1) «Воевода Михайловский, Никита
Козаринов-Голохвастов, ожидая смерти, уехал из столицы и посхимился в
каком-то монастыре на берегу Оки; узнав же, что Царь прислал за ним опричников,
вышел к ним и сказал: «Я тот, кого вы ищете!» Царь велел взорвать его
на бочке пороха, говоря в шутку, что схимники — Ангелы и должны лететь
на небо. Чиновник Мясоед Вислой имел прелестную жену: ее взяли, обесчестили,
повесили перед глазами мужа, а ему отрубили голову. Гнев тирана, падая
на целые семейства, губил не только детей с отцами, супруг с супругами,
но часто и всех родственников мнимого преступника. Так, кроме десяти Колычевых,
погибли многие Князья Ярославские (одного из них, Князя Ивана Шаховского,
Царь убил из собственных рук булавою); многие Князья Прозоровские, Ушатые,
многие Заболотские, Бутурлины. Нередко знаменитые Россияне избавлялись
от казни славною кончиною. Два брата, Князья Андрей и Никита Мещерские,
мужественно защищая новую Донскую крепость, пали в битве с Крымцами: еще
трупы сих витязей, орошаемые слезами добрых сподвижников лежали непогребенные,
когда явились палачи Иоанновы, чтобы зарезать обоих братьев: им указали
тела их! То же случилось и с Князем Андреем Оленкиным: присланные убийцы
нашли его мертвого на поле чести. Иоанн, ни мало тем не умиленный, совершил
лютую месть над детьми сего храброго Князя: уморил их в заточении. ? Но
смерть казалась тогда уже легкою: жертвы часто требовали ее как милости.
Невозможно без трепета читать в записках современных о всех адских вымыслах
тиранства, о всех способах терзать человечество. Мы упоминали о сковородах:
сверх того были сделаны для мук особенные печи, железные клещи, острые
ногти, длинные иглы; разрезывали людей по составам, перетирали тонкими
веревками надвое, сдирали кожу, выкраивали ремни из спины... «Иногда тиран сластолюбивый, забывая голод и жажду, вдруг отвергал яства и питие, оставлял пир, громким кликом сзывал дружину, садился на коня и скакал плавать в крови. Так он из-за роскошного обеда устремился растерзать Литовских пленников, сидевших в Московской темнице. Пишут, что один из них, Дворянин Быковский, вырвал копье из рук мучителя и хотел заколоть его, но пал от руки Царевича Иоанна, который вместе с отцем усердно действовал в таких случаях, как бы для того, чтобы отнять у Россиян и надежду на будущее царствование! Умертвив более ста человек, тиран при обыкновенных восклицаниях дружины: гойда! гойда! с торжеством возвратился в свои палаты и снова сел за трапезу...» (1) Вот такому историческому персонажу теперь в России ставят памятники. Характерной чертой того периода истории России является безропотность народа терпевшего все выходки Грозного. Карамзин пишет далее: «Таков был Царь; таковы были подданные! Ему ли, им ли должны мы наиболее удивляться? Если он не всех превзошел в мучительстве, то они превзошли всех в терпении, ибо считали власть Государеву властию Божественною и всякое сопротивление беззаконием; приписывали тиранство Иоанново гневу небесному и каялись в грехах своих». «Как можете вы, — спросил он (министр Курляндии, - И.Л.), — служить с такою ревностию тирану? Князь Сугорский ответствовал: «Мы, Русские, преданы Царям, и милосердым и жестоким». В доказательство больной рассказал ему, что Иоанн незадолго пред тем велел за малую вину одного из знатных людей посадить на кол; что сей несчастный жил целые сутки, в ужасных муках говорил с своею женою, с детьми, и беспрестанно твердил: «Боже! помилуй Царя!»... То есть Россияне славились тем, чем иноземцы укоряли их: слепою, неограниченною преданностию к Монаршей воле в самых ее безрассудных уклонениях от Государственных и человеческих законов». (1) Всё это свидетельствует о духовной болезни общества того времени, в котором усилились не здоровые, а больные, садомазохистические отношения власти и народа. (Здесь я могу сделать ссылку на ч.1. гл.9. «Основы человеческой психики» моей книги «Мировоззрение».(3)) Как известно, история повторяется во многих своих проявлениях, и в древности можно найти аналоги того, что происходило в более близкие времена, в этом смысле интересны рассуждения о тиранах, которые находим у Платона. Кстати, тираном Грозного называет и Карамзин, сравнивая его с Калигулой и Нероном. В «Государстве» Платона читаем: «Когда появляется тиран, он вырастает именно из этого корня, то есть как ставленник народа. Он тот, кто подымает восстание против обладающих собственностью». Это очевидно подходит к Сталину, но, видимо, и громящий древние богатые роды Грозный вызывал этим симпатии у многих из народа. «В первые дни, вообще в первое время он приветливо улыбается всем, кто бы ему ни встретился, а о себе утверждает, что он вовсе не тиран; он дает много обещаний частным лицам и обществу; он освобождает людей от долгов и раздает землю народу и своей свите. Так притворяется он милостивым ко всем и кротким. (…) Когда же он примирится кое с кем из своих врагов, а иных уничтожит, так что они перестанут его беспокоить, я думаю, первой его задачей будет постоянно вовлекать граждан в какие-то войны, чтобы народ испытывал нужду в предводителе (…) да и для того, чтобы из-за налогов люди обеднели и перебивались со дня на день, меньше злоумышляя против него. (…) А если он заподозрит кого в вольных мыслях и в отрицании его правления, то таких людей он уничтожит под предлогом, будто они предались неприятелю. Ради всего этого тирану необходимо постоянно будоражить всех посредством войны». (5) Далее читаем: «Но такие действия делают его все более и более ненавистным для граждан. (…) Между тем и некоторые из влиятельных лиц, способствовавших его возвышению, станут открыто, да и в разговорах между собой выражать ему недовольство всем происходящим - по крайней мере те, кто посмелее. (…) Чтобы сохранить за собой власть, тирану придется их всех уничтожить, так что в конце концов не останется никого ни из друзей, ни из врагов, кто бы на что-то годился. (…) Значит, тирану надо зорко следить за тем, кто мужествен, кто великодушен, кто разумен, кто богат. Велико же счастье тирана: он поневоле враждебен всем этим людям и строит против них козни, пока не очистит от них государство. (…) О его блаженстве говорит и стоящий перед ним выбор: либо обитать вместе с толпой негодяев, притом тех, кто его ненавидит, либо проститься с жизнью. (…) И не правда ли, чем более он становится ненавистен гражданам этими своими действиями, тем больше требуется ему верных телохранителей? (…) Их налетит сколько угодно, стоит лишь заплатить». (5) Из рассуждений в «Государстве» Платона мы видим, что тиран это болезненный тип личности, приносящий несчастья не только окружающим, но и самому себе. «С кем бы они ни вступали в общение, они требуют лести и полной готовности к услугам, а когда сами в чем-нибудь нуждаются, тогда так и льнут к человеку, без стеснения делая вид, будто с ним близки, но, чуть добьются своего, они опять с ним чужие. (…) Значит, за всю свою жизнь они ни разу ни с кем не бывали друзьями; они вечно либо господствуют, либо находятся в рабстве: тираническая натура никогда не отведывала ни свободы, ни подлинной дружбы». «Он один во всем государстве не смеет ни выехать куда-либо, ни пойти взглянуть на то, до чего охотники все свободнорожденные люди; большей частью он, словно женщина, живет затворником в своем доме и завидует остальным гражданам, когда кто-нибудь уезжает в чужие земли и может увидеть что-то хорошее». (5) Этот тип личности является духовно больным, поэтому он ненавидит людей жизнерадостных, жизнеутверждающих. Радоваться окружающие такого человека могут, но так как считает правильным он, как он позволит, а именно чтобы в этой радости непременно был какой-то изъян, болезненность, уродство, приводящее в итоге не к жизни, а к вырождению. Ключевский В.О. писал о Грозном: «Ему недоставало внутреннего, природного благородства; он был восприимчивее к дурным, чем к добрым, впечатлениям; он принадлежал к числу тех недобрых людей, которые скорее и охотнее замечают в других слабости и недостатка, чем дарования или добрые качества». (2) Действительно, многие дела Ивана IV выглядят низко, не соответствуют понятию величия царских дел. Как пример можно привести его письмо королеве Англии, читаем у Карамзина, что Грозный: «Послал к Елисавете Дворянина Андрея Савина с делом тайным, которое знаем только по ответу Елисаветину, хранящемуся в нашем Архиве: оно весьма любопытно и доказывает малодушие Иоанна. Сей Монарх, еще победитель, еще гроза всех держав соседственных, не находя ни малейшего сопротивления в своих бедных подданных, невинно им губимых, трепетал в сердце, ждал казни, мечтал о бунтах, об изгнании; не устыдился писать о том к Елисавете и просить убежища в ее земле на сей случай: унижение достойное мучителя! Благоразумная Королева ответствовала, что желает ему Царствовать со славою в России, но готова дружественно принять его вместе с супругою и детьми, ежели, вследствие тайного заговора, внутренние мятежники или внешние неприятели изгонят Иоанна из отечества; что он может жить где ему угодно в Англии, наблюдать в Богослужении все обряды Веры Греческой, иметь своих слуг и всегда свободно выехать назад ли в Россию или в другую землю. В верности сих обещаний Елисавета дала ему слово Христианского Венценосца и грамоту, ею собственноручно подписанную в присутствии всех ее государственных советников». (1) Показательно также поведение Ивана IV во время нашествия крымского хана в 1571 году: «Хан, вооружив всех своих улусников, тысяч сто или более, с необыкновенною скоростию вступил в южные пределы России, где встретили его некоторые беглецы, наши Дети Боярские, изгнанные из отечества ужасом Московских казней: сии изменники сказали Девлет-Гирею, что голод, язва и непрестанные опалы в два года истребили большую часть Иоаннова войска; что остальное в Ливонии и в крепостях; что путь к Москве открыт; что Иоанн только для славы, только для вида может выйти в поле с малочисленною опричниною, но не замедлит бежать в Северные пустыни; что в истине того они ручаются своею головою, и будут верными путеводителями Крымцев. Изменники, к несчастию, сказала правду: мы имели уже гораздо менее Воевод мужественных и войска исправного». Не правда ли, как это напоминает состояние советской армии после репрессий Сталина перед войной с Германией и её союзниками? Далее читаем: «Царь бежал!.. в Коломну, оттуда в Слободу, мимо несчастной Москвы; из Слободы к Ярославлю, чтобы спастися от неприятеля, спастися от изменников: ибо ему казалось, что и Воеводы и Россия выдают его Татарам!» «Хан подступил к Москве — и случилось, чего ожидать надлежало: он велел зажечь предместия. Утро было тихое, ясное. Россияне мужественно готовились к битве, но увидели себя объятыми пламенем: деревянные домы и хижины вспыхнули в десяти разных местах». «В три часа не стало Москвы: ни посадов, ни Китая-города; уцелел один Кремль. (...) Людей погибло невероятное множество». «Не имея великодушия быть утешителем своих подданных в страшном бедствии, боясь видеть феатр (т.е. театр, - И.Л.) ужаса и слез, Царь не хотел ехать на пепелище столицы: возвратился в Слободу и дал указ очистить Московские развалины от гниющих трупов. Хоронить было некому: только знатных или богатых погребали с Христианскими обрядами; телами других наполнили Москву-реку, так что ее течение пресеклось: они лежали грудами, заражая ядом тления и воздух и воду; а колодези осушились или были засыпаны: остальные жители изнемогали от жажды. Наконец собрали людей из окрестных городов; вытаскали трупы из реки и предали их земле». «Как же поступил Иоанн, столь надменный против Христианских, знаменитых Венценосцев Европы? Бил челом Хану: обещал уступить ему Астрахань при торжественном заключении мира; а до того времени молил его не тревожить России; не отвечал на слова бранные и насмешки язвительные». (1) Неблагородное, низкое поведение царя демонстрирует ярко также смещение и последующее убийство митрополита Филиппа II (Колычёва), который смело и прямо обличал царя. Я бы также отметил, что смотря на поступки Грозного, читая его письма, создаётся впечатление, что человеком большого ума он никак не был. И при всём этом он, что типично для подобных людей, желал показать себя всем мудрым, избранным, благородным, великим, возвышенным, высоконравственным, справедливым и т.п. Почему же государственные деятели, являющиеся людьми этого типа, уничтожают не только врагов страны, карают не только преступников, но уничтожают и людей страну любящих, обладавших силой, здоровьем (физическим и духовным), которые и обеспечивают в государстве его жизненную силу? Они стараются подавить и уничтожить всех, кто может превосходить их, иначе говоря, стараются опустить уровень окружающего их общества ниже своего. Ведь подобные люди хотят казаться самыми мудрыми, великими, высоконравственными и т.п. Уничтожая тех кто лучше их, они могут разыгрывать перед окружающими спектакль о собственном превосходстве всех во всём. Также причина, конечно, в их зависти к тем кто лучше их. И зависти особенно не к богатству и положению в обществе, а к личным качествам. Все, кто кажется тирану в чем-то лучше него вызывают его ненависть. Личности духовно больные, дегенерирующие вообще завидуют и ненавидят более здоровых, совершенных людей. Поэтому-то и получается, что уничтожает тиран и врагов государства и лучших людей, и действия его кажутся противоречивыми. Карамзин пишет о Грозном, что он: «хвалился милостию и щедростию, обогащая любимцев достоянием опальных Бояр и граждан; хвалился правосудием, карая вместе, с равным удовольствием, и заслуги и преступления; хвалился духом Царским, соблюдением державной чести, (...) жестоко наказывая бедных Царедворцев, которые смели играть лучше державного в шашки или в карты». (1) Естественно, в обществе находятся служители и палачи, готовые исполнять волю тирана по низвержению общества на более низкий уровень и уничтожения лучших членов общества, которые действуют исходя из своей духовной болезненности, подлости и зависти. В результате государство, с одной стороны, может некоторое время развиваться, а с другой, силы его подтачиваются и через некоторое время это выливается в период упадка. С одной стороны, тиран может укреплять и развивать государство, укрепляя свою власть, с другой он наносит ему тяжёлый ущерб. Таким образом, подобные тираны выгодны в конечном итоге врагам какого-либо государства или народа. Придя к власти они, хоть и, возможно, через период некоторого подъёма, ведут государства и народы к упадку. Так что враги могут и потерпеть и некоторый рост «патриотизма» в обществе и успехов в государстве, раз они приводят к нужному им результату. Поэтому установка памятников Грозному, как, кстати, и Сталину (эта тема тоже периодически возникает) с целью некоего символа развития страны является плохой идеей. Хотите порассуждать о положительных государственных делах Грозного или какие преимущества имела экономика времён Сталина, — это прекрасная тема для научных работ и дискуссий. Но ставить этим людям памятники как ориентиру развития неправильно. Многие люди, очевидно, обращаются к фигурам Грозного или Сталина чувствуя, что для выхода из ситуации деградации, в которую попала страна (а в таком положении, надо сказать не только Россия, но и всё человечество), может помочь только чьё-то очень жёсткое, даже жестокое управление. Возможно это так, но для положительного результата нужен человек или люди действительно превосходящие по своим положительным качествам остальных, чтобы они не производили своим правлением низвержение общества до своего уровня а вели его к прогрессу. Если они будут такими, их уже не назвать тиранами. Установку памятника поддержали довольно разные люди. Возможно, у них были разные соображения на этот счёт. Интересно, что среди прочих установку памятника поддержал глава КПРФ. (22) Можно себе представить, что сделал бы Грозный с коммунистами-товарищами, попадись они ему. Также установку памятника поддержал патриарх РЦП. (15) Каким образом это совместимо хотя бы с убийством митрополита Филиппа, который почитается православной церковью как святитель? Установку памятника поддержали и некоторые представители власти и некоторые оппозиционно и патриотически настроенные люди. Согласно одному из социологических опросов установку памятника Ивану Грозному поддержало более половины россиян. (18) Всё это говорит о глубоких проблемах в разных частях общества. От нескольких людей, высказывавшихся за установку памятника Грозному в СМИ можно было слышать оговорку, что это «конечно, очень противоречивая личность». Но раз нужны такие оговорки (которые непонятно что значат, то ли сомнения, то ли самооправдания, или что-то ещё), может не стоило и высказываться за установку памятника? Если, например, серийный маньяк-убийца являлся одновременно прекрасным семьянином, что же, возможно ставить его другим как образец поведения с формулировкой «он, конечно, был противоречивой личностью»? Итак, символом чего может и чего не может быть установка памятника Ивану IV (Грозному)? Она не может быть, как показано выше, символом развития и укрепления страны. Скорее, скрытым символом деградации, обманчивым ориентиром ведущим не к укреплению и развитию страны, а к её падению. Нужно понимать, что приди сейчас к власти фигура схожая с Грозным или Сталиным, то после, возможно, небольшого и недолгого подъёма страны дело бы завершилось катастрофой. Установка памятника не может быть и символом единения для граждан России, потому что личность и дела Грозного противоречивы, вызывают различные оценки и споры. Да и сами дела Грозного в его время вносили разлад и разногласие в общество. Так что, скорее, установка памятника провоцирует расколы в обществе. Не может быть символом скромного, не расточительного и экономного образа власти. Не может быть образцом нравственности, мудрости, благородства. Установка памятника может быть символом жестокой власти, с опорой на церковь, над безропотным, темным народом. Может быть символом нагнетания атмосферы страха. Может быть символом кажущегося укрепления государства и обманчивого патриотизма. Может быть символом грабежа собственного народа. Может быть символом любви представителей власти к роскоши, среди бедного и нищего народа. Может быть символом безумных поступков власти. В какой обстановке в стране происходит эта история с установкой памятников Ивану IV? Недалеко от моего дома стоит большой бак для мусора. С каждым годом всё больше видно людей, которые там роются, как, впрочем, и в других местах. Причём если раньше это были люди совсем по виду опустившиеся, «бомжи», то теперь всё чаше бедно одетые, но приличного вида люди, судя по всему не без образования. Выйдя в один день выбросить пакет с мусором, я не знал куда его бросить, поскольку прямо в мусорном баке сидел старик и перебирал мусор. Как-то я был на старом городском кладбище и увидел, что люди живут даже в старых полуразрушенных дореволюционных склепах, спят прямо на могилах. По всей стране появились магазины «second hand», где продают ношенную одежду. Многие постоянно питаются продуктами вроде лапши быстрого приготовления с вкусовыми добавками. При этом судя по средним зарплатам, с гордостью называемым, в стране всё хорошо. Однако небольшая часть народа устроилась неплохо, строит хорошие дома и покупает дорогие вещи. Разрыв в доходах богатых и бедных огромен. Может быть эти богатые в чём-то лучше бедных, достойнее, благороднее? Нет - всюду процветает деградация. Новые законы и технические новшества позволяют всё увеличивать контроль и слежку за населением. Сотовый телефон может позволять контролировать перемещения человека, быть средством прослушивания, видеозаписи и фотографирования. Согласно новшествам законодательства операторы связи должны в течении трёх лет хранить информацию о фактах приема и передачи информации пользователями сети интернет, а саму информацию хранить в течении шести месяцев с 1 июля 2018 года. (11) Повсюду в общественных местах устанавливаются камеры видеонаблюдения. Разрабатываются системы распознавания лиц. Работают системы распознавания автомобильных номеров (см. например, 25). Автомобили собираются оснастить «чёрными ящиками» фиксирующими и передающими информацию о технических параметрах машины и её местоположении. (11) Для грузовых автоперевозок система отслеживания движения по спутникам уже используется (в так называемой системе «Платон»). Широкое внедрение безналичных платежей, в том числе с помощью банковских карт, даёт возможность контролировать финансовую активность людей. Всё чаше слышны разговоры об отмене наличных денег (14). Были сообщения о законопроекте о введении в России обязательной дактилоскопии и снятия другой биометрической информации (24). Для получения Шенгенской визы в Европу от россиян теперь требуется обязательная дактилоскопия. (23) Серьёзные вопросы вызывает законодательство в области трансплантологии. (См.: 21) Говорят, что в стране нет цензуры, однако существуют списки запрещённых книг. Закрывается доступ к различным сайтам. Нагнетается атмосфера страха, многие бояться свободно говорить. Многие люди всё чаще вспоминают возможную перспективу наступления так называемого «электронного концлагеря». Страна словно берёт на себя «повышенные обязательства» по движению в этом направлении. (См. ссылки в конце статьи.) Действительно, остаётся только вшить всем микрочипы и обязать устанавливать видеокамеры во всех помещениях в квартирах и и домах. Судя по новостям законодательства прав становится всё меньше, а нищих при этом вокруг видно всё больше. Давно ли законодатели читали Конституцию? Например статью 24: «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются». Огромное число людей работает за ничтожные зарплаты. Промышленность почти не развивается. Строятся гигантские стадионы и торгово-развлекательные центры. Но многие люди уже давно хотят видеть строительство заводов, чтобы было где работать. Войну в Сирии можно сравнить с новым Афганистаном. Войну на Украине — с новой гражданской войной. Кавказ, несмотря на многие усилия, продолжает оставаться во взрывоопасном состоянии. Невзирая на критику продолжается работа по созданию территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) (См.: 9, 17). Я хорошо помню отвратительное ощущение во время Советского Союза когда нельзя было прочитать какую-то книгу, например, для научной работы, когда постоянно боялись сказать что-то неразрешённое, атмосферу контролирования и страха. И что же, это возвращается, только с новыми техническими возможностями? То есть то, что было в период Советского Союза, социальные гарантии, развитую промышленность и мн. др. потеряли, что же приобрели? Противостояние с Западом, с США, темой которого теперь заполнены телеканалы и другие СМИ, если смотреть по фактам, выгоднее скорее Западу и США, а ещё вернее, выгоднее владельцам международных корпораций, претендующих на мировое господство, чем России. Действительно, как говорят специалисты в экономике, огромные деньги продолжают уходить из России и находится за рубежом (в иностранных банках, офшорах и т.п.), за рубеж уходят и природные ресурсы, положение в стране ухудшается. При этом многие люди в России радостно и терпеливо переносит невзгоды, думая что идёт воссоздание величия России. Экономист (доктор экономических наук, профессор) В. Катасонов в одной из недавних передач говорил: «Идёт медленное и систематическое умерщвление страны. (…) Денежные власти Российской Федерации фактически финансируют нашего геополитического противника (Речь о США, - И.Л.). (...) Сейчас идёт информационно-психологическая война, поэтому нас пытаются всех превратить в дураков. И используются самые изощрённые методы». «У нас действительно исчезает экономический фундамент, для того чтобы проводить какую-то активную внешнюю политику. Поэтому то, что сегодня наши власти называют успехами на Ближнем и Среднем Востоке, может через некоторое время обратиться в самую настоящую катастрофу. И у меня всё больше ощущение, что нас туда просто затягивают». (16) Создаётся впечатление, что владельцы международных корпораций действуют по правилу из известного фильма: Мы не сторонники разбоя: Вышесказанное только часть проблем. В такой обстановке ещё и начать установку памятников Ивану IV (Грозному), все равно что сказать, что улучшений можно не ждать. Относительно установки памятников упомяну ещё следующее. Последние времена только и слышно о борьбе с терроризмом. Почему же до сих пор города по всей стране заставлены памятниками В. Ленину (Ульянову), этому вдохновителю и организатору террора, предшественнику Сталина в истреблении многих лучших людей России? Ленин писал: «С.-д. печать давно уже (старая «Искра» (Газета, основанная В.И. Лениным в 1900 году. - И.Л.)) указывала на то, что беспощадное истребление гражданских и военных начальников есть наш долг во время восстания. (…) И та партизанская война, тот массовый террор, который идет в России повсюду почти непрерывно после декабря (речь о 1905-ом годе, текст 1906-го. - И.Л.), несомненно помогут научить массы правильной тактике в момент восстания. Социал-демократия должна признать и принять в свою тактику этот массовый террор, разумеется, организуя и контролируя его. (Ленин, ПСС, т. 13, с. 373, 375)». (19, 26) Помимо прочего, он так или иначе причастен к расправе над Царской семьёй, включая детоубийство, поскольку не было выражено официального осуждения произошедшего или произведено наказание преступников. Ленин также писал: «В 1905 и 1906 годах крестьяне, собственно, только попугали царя и помещиков. А их надо не попугать, их надо уничтожить, их правительство – царское правительство – надо стереть с лица земли. (Ленин, ПСС, т. 19, с. 422)», «Это прямая ложь, что большевики были противниками смертной казни для эпохи революции. На II съезде нашей партии, в 1903 году, когда возник большевизм, составлялась программа партии, и в протоколах съезда значится, что мысль вставить в программу отмену смертной казни вызвала только насмешливые возгласы: «и для Николая II?» Даже меньшевики в 1903 году не посмели поставить на голоса предложения об отмене смертной казни для царя. А в 1917 году, во время керенщины, я писал в «Правде», что ни одно революционное правительство без смертной казни не обойдется и что весь вопрос только в том, против какого класса направляется данным правительством оружие смертной казни. (Ленин, ПСС, т. 39, с. 183-184)».) (19, 26). Почему, помимо памятников Ленину, улицы городов продолжают называться именами террористов-революционеров? Понятно, что часть населения думает, что память о революции защитит их социальные права и уровень жизни. Но защищает ли? То что происходит сейчас, это ведь прямое следствие «чисток» лучших людей из разных слоёв общества, и дворян, и крестьян, и рабочих, и военных, и служащих в «советский» период. Пора бы понять это, раз хотят улучшений в стране. Чем больше лучших, эволюционно более совершенных, наиболее здоровых, жизнелюбивых своих членов теряет какое-либо общество, тем легче оно впадает в самообманы, тем легче оно подвергается духовным болезням, массовым помешательствам, тем его легче обмануть его врагам, направив к катастрофе. Почему бы не выделить где-то, быть может, недалеко от Кремля в Москве место, и соответственно его обустроить, куда перенести захоронения с Красной площади? Почему самый центр страны превращён в кладбище? Ясно, что это отрицательно влияет на психологическое состояние народа. Не принято же в России дома, в гостиной, на видном месте хранить гробы выдающихся умерших родственников, а в стены вмуровывать урны с их прахом. Зачем такое делать в масштабах страны? Кстати, мавзолей можно было бы перенести туда прямо целиком. Отделяйте мёртвое от живого. Теперь немного о будущем. Больше всех сейчас о возможном «электронном концлагере», о противобожественной власти говорят теперь, наверное, многие христиане, и во многом правильно. Но именно они, в тоже время, и не могут в полной мере противостоять такой перспективе, поскольку приход этого, по их мнению, предсказан в библейских пророчествах. А раз написано в пророчествах, получается, должно свершиться. Сейчас есть люди, хотя и немногие, желающие возрождения России и говорящие о том, насколько положение в стране плохо, в каком упадке находится экономика, промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение и т.д. и они часто правильно показывают проблемы, говорят о том, что надо сделать, чтобы изменить положение к лучшему, и дают вроде бы правильные советы. Однако желание их изменить ситуацию обречено на провал. Но не потому что их мало, или у них мало сил, и не потому что они хотят слишком многого, а потому что они хотят слишком малого, их цели слишком малы. В природе существует потребность в кардинальных изменениях относительно человечества. Эти же люди хотят только подправить то, что есть. Поэтому природа и удача не встают на их сторону. В природе назрела задача создания нового человечества, не меньше. Это и видно, если смотреть широким взглядом, что при продолжающемся технологическом развитии, само человечество деградирует. Здесь важно понять, что деградирует человечество в целом. Этого взгляда обычно не хватает думающим людям. Пока вы рассуждаете в плоскости человечества, вы не увидите выхода. Пока вы часть деградирующей системы, сколько бы вы не думали и не предпринимали усилий к улучшениям (улучшениях в своём городе, стране и даже в целом в человечестве) вы не будете успешны, потому что вы продолжаете быть частью целостной системы идущей к деградации. Такое положение было не всегда. Раньше усилия подобных людей по оздоровлению в человечестве были более успешны. Этап развития в природе был иной. Но в последние века ситуация изменилась. Природа подошла к следующему шагу в развитии. Теперь силы деградации в человечестве усилились, им уже нельзя противостоять так как в прежние времена. Процессы ужесточения законов, уменьшения прав, увеличение контроля и слежки, являются общемировой тенденцией и происходят не только России. Посмотрите на США и Западную Европу, ещё недавно казавшимися оплотом свобод. Это движение к глобальному «электронному концлагерю». Путь ядерной войны показался недостаточно надёжным способом самоубийства человечества для возобладавших в нём деструктивных сил. Поэтому оно и взяло курс на глобальный «электронный концлагерь», где уничтожение отдельных людей будет более контролируемым. От специальных служб, выискивающих людей по всей планете сложнее укрыться, чем от ядерных бомб. Происходящее в полной мере ни кем не осознаётся. В человечестве возобладали бессознательные саморазрушительные, можно сказать, бесовские силы. Это наваждение, захватившее коллективное бессознательное людей. И всё это потому что человечество не хочет признать реального Бога. А он придёт несомненно как результат развития и эволюции в природе. Тейяр де Шарден писал о развитии мира: "Поистине мир - это слишком великое дело. (…) Если он начал дело, значит, может его закончить теми же методами и с той же непреложностью, с какой его начал." (7) Ф. Ницше писал: "Больные представляют величайшую опасность для здоровых; не от сильнейших идёт пагуба на сильных, а от слабейших. (…) Заведомо увечные, поверженные, надломленные - слабейшие суть те, кто по большей части минирует жизнь под человеком, кто опаснее всего отравляют и ставят под вопрос наше доверие к жизни, к человеку, к самим себе.», «Чего они, собственно, хотят? По меньшей мере изображать справедливость, любовь, мудрость, превосходство - таково честолюбие этих "подонков", этих больных!» (4) И вот «больные», символом которых могут быть памятники Ивану IV Грозному, увеличились в числе и взяли верх во всем человечестве. Более того, больна сейчас и вся биосфера планеты (см. например, ссылку 13). Но это время не конца жизни, а её начала. Теперешний кризис предваряет новый этап развития и созидания в природе. Те, кто, как им кажется, «сознательно» встал на путь служения деградации, смерти, Небытию, на путь дьяволопоклонства ошибаются, думая, что смерть и Небытие всегда побеждает. Деградация, инструментами которой они являются, только часть работы природы по дальнейшему развитию. Так бывает в спектаклях, в которых есть роли злодеев, нужные для развития сюжета, и которые бывают наказаны за свои дела. Эти люди думают всех запугать, но страх от Бога не может сравнится ни с каким страхом. Бог властитель бесконечности. Следовательно и наказание от него может быть огромно. И Бог придёт несомненно. Отменить его приход невозможно. Что же, думают обмануть его или спрятаться в Прошлом? Проблема людей, отдающихся во власть деструктивных и дегенеративных влияний коллективного бессознательного, а надо сказать, что влияния из него не всегда деструктивны и дегенеративны, в том, что действует в них коллективное бессознательное, но эти люди будут отвечать. Потому что это их выбор, их наклонности, их решения. Поэтому оправдания тем, что мы не знали, что делали не помогут. Не находя Бога таким, каким они сами для себя его выдумали, исходя из своего удобства, желания властвовать над другими людьми и т.п. люди в нём разувериваются. Но реальность действительного Бога не меняется от этого. Нездоровая любовь ко лжи приводит к тому, что поклонники становятся её жертвами. Раз человек подчиняется деструктивным силам в бессознательном, они обманут его, ведь он отказался от света осознанности. Те, кто теперь ищет путей
улучшения в стране и в мире, перестаньте прятаться от мыслей о Реальном
Боге. Очнитесь от всеобщего наваждения и вы увидите ещё яснее, как безумие
охватывает людей всё сильнее с каждым днём. Измените направление ваших
мыслей в сторону создания нового человечества и вы увидите, что в этом
направлении есть выход из безысходности, которую вы чувствуете, хотя и
стараетесь не унывать, а иногда обманываете самих себя ради утешения.
В этом направлении есть перспективы, в этом направлении, образно говоря,
бьёт родник жизни, тут есть что строить, что созидать. Любящим созидание
следует смотреть в эти дали. Интересующимся данной темой я могу порекомендовать
свою работу «Законы нового человечества»
и книги «Как исчезнут люди» и
«Мировоззрение».
18.12.2016
1. Карамзин Н.М. «История государства Российского» - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. 2. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трёх книгах. М.: Мысль, 1995. 3. Ладов И.П. (Липатов). Мировоззрение. Эссе. Астрахань, ГУП ИПК "Волга", 2003. 4. Ницше Ф. Сочинения в двух томах. М., 1990. К генеалогии морали. 5. Платон. Диалоги. М.:АСТ; Харьков: Фолио, 2005.6. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Петрозаводск: АО "Фолиум", 1996. 7. Тейяр де Шарден Пьер. Феномен человека. М.: "Прогресс", 1965. 8. Х/ф «Приключения Буратино», слова песни Б. Окуджавы. 9. Власти создадут ТОР "Курилы".
(Вести. Экономика.) 10. В России решили оснастить
все автомобили «черными ящиками». (Lenta.ru) 11. Гаганов А.А. «Антитеррористический
закон Яровой принят: что нового?» (Центр Сулакшина) 12. Гаганов А.А. «Дал подзатыльник
ребенку? Родителей в тюрьму, учителю — штраф.» (Центр Сулакшина) 13. Гаррик Одри. «Более половины
позвоночных животных исчезло за сорок лет». (Le Monde. Inopressa.) 14. Добров Д. «Европа ограничивает
наличные». (ИноСМИ.ru) 15. Идею установки монумента
Ивану Грозному поддержал и патриарх Кирилл. (Интерфакс) 16. Катасонов В. "На
форуме ВТБ прозвучали антигосударственные заявления". (День TV) 17. «Круглый стол: Закон о
ТОР – угроза национальной безопасности России» (видео о законе N 473-ФЗ) 18. "Левада-центр":
половина россиян одобряет памятник Ивану Грозному. (Русская служба BBC) 19. Ленин В.И. Полное собрание
сочинений. 20. Медведев поручил собрать
сведения обо всех россиянах. (Lenta.ru) 21. Мишина И. «Дело рвачей.
Что скрывают трансплантологи» (Версия) 22. Памятник Ивану Грозному
открыт в Орле. (Официальный сайт КПРФ) 23. Платонова Е. «Шенген возводит
преграды. Для получения шенгенской визы россияне должны теперь сдавать
отпечатки пальцев.» (Газета.Ру) 24. Сивкова А., Молотов И.
«Всех россиян хотят обязать пройти биометрическую регистрацию». (Газета
Известия). 25. Убийство Бориса Немцова
раскрыли технично. (Коммерсант.ru) 26. Хомизури Г.П. «Ленин о
терроре (цитаты без комментариев)». (Scisne?)
|
|