|
Фридрих Ницше и "человек-невидимка"
Впервые я прочёл работы Фридриха Ницше в 90-ом или 91-ом году, когда в книжных магазинах и на книжных развалах стали неожиданно появляться издания либо вовсе не издававшиеся, либо печатавшиеся очень малыми тиражами. Купив мрачновато и стилизованно оформленный двухтомник в чёрных обложках, я немедля отправился домой, чтобы познакомиться с произведениями со столь знакомым и незнакомым именем — Фридрих Ницше. Поскольку я давно проявлял интерес к философии, в специальной литературе мне часто попадались упоминания о немецком философе и цитаты из его произведений. Как потом оказалось, упоминания эти часто были не по делу, а цитаты вырваны из контекста. Обычно же люди, хоть что-нибудь слышавшие о нём, твердили одно и тоже, что этот философ как-то (?) связан с немецким нацизмом. Лишь некоторые говорили о нём уважительно, восхищённо и как-то таинственно, последние, похоже, во многом из-за того, что почти ничего не знали. Одно было понятно точно, Ницше — личность необыкновенная, сыгравшая огромную роль в истории человеческой мысли. Объяснение высказываний о том, что Ницше как-то связан с немецким нацизмом, оказалось очень простым. Философ умер до того, как в немецких пивнушках стали собираться последователи фашизма. Нацисты воспользовались прогремевшим именем, и тем, что некоторые высказывания философа можно было перетолковать и вклеить в их учение. А использовать так имя Ницше было непросто. Вот пример. Как известно, одним из основополагающих тезисов Гитлера было завоевание России. "Когда мы говорим о завоевании новых земель в Европе, мы, конечно, можем иметь в виду в первую очередь только Россию и те окраинные государства, которые ей подчинены", — писал он в своём главном труде (2, с.556). Народы, населяющие Россию, за исключением "германского элемента", он называл "более низкой расой" (там же). А вот как отзывался о России и русских Фридрих Ницше: "но величайшей и удивительной силы (сила воли, — И.Л.) достигает она в том огромном срединном государстве, где как бы начинается отлив Европы в Азию, - в России. Там сила воли откладывается и накопляется с давних пор, там воля - и неизвестно, воля отрицания или утверждения, - грозно ждёт того, чтобы, по излюбленному выражению нынешних физиков, освободиться ( 1, т.2, с.331)"; "(…) России, единственной державе, которая нынче является прочной, которая может ждать, которая ещё может нечто обещать (1, т.2, с.616)"; "Русская музыка с трогательной простотой обнаруживает душу мужика (moujik), простонародья. Ничто не говорит так к сердцу, как их светлые мелодии, которые все без исключения печальны. Я обменял бы счастье всего Запада на русский лад быть печальным (1, т.2, с.796)". Интересно и то, что по национальности Ницше был отчасти славянином, его предки (по отцу) были польскими дворянами носившими фамилию Ницки, "За границей меня обычно принимают за поляка (1, т.1, с.5)", — писал он. Итак, многое из того, что я слышал о Фридрихе Ницше, до того как познакомился с его работами сам, оказалось выдумками и ложью. С тем большим интересом я стал изучать его книги. Предвидения Ницше оказались удивительны. К примеру, во время первой мировой войны сбылись его мысли о создании европейской "антинемецкой" (!) лиги: "Я хочу зажать "Рейх" в ежовых рукавицах и спровоцировать его к отчаянной войне (1, т.1, с.43-44)". Он описал и тип личности в последствии появившегося Гитлера: "У комедианта есть дух, но мало совести духа. Всегда верит он в то, чем он заставляет верить сильнее всего, — верить в себя самого! Завтра у него новая вера, а послезавтра — ещё более новая. Чувства его быстры как народ, и настроения переменчивы. Опрокинуть — называется у него доказать. Сделать сумасшедшим — называется у него: убедить. А кровь для него лучшее из всех оснований". Ницше предвидел появление общества с подобием современной "американской мечты", вот как он описывал его: "Смотрите! Я показываю вам последнего человека. "Что такое любовь? Что такое творение? Устремление? Что такое звезда?" — так вопрошает последний человек и моргает. Земля стала маленькой, и по ней прыгает последний человек, делающий всё маленьким. Его род неистребим, как земляная блоха; последний человек живёт дольше всех. "Счастье найдено нами", — говорят последние люди, и моргают. (…) Время от времени немного яду: это вызывает приятные сны. А в конце побольше яду, чтобы приятно умереть. (…) "Прежде весь мир был сумасшедший", — говорят самые умные из них, и моргают. Все умны и знают всё, что было; так что можно смеяться без конца. Они ещё ссорятся, но скоро мирятся — иначе это расстраивало бы желудок. У них есть своё удовольствьице для дня и своё удовольствьице для ночи; но здоровье — выше всего. "Счастье найдено нами", — говорят последние люди, и моргают.(1, т.2, с.12)". И это только несколько примеров. Постепенно стало выясняться, что многие идеи высказанные Фридрихом Ницше, так или иначе использовались многими политиками и учёными. К примеру, мне стало понятно большое влияние оказанное работами Ницше на взгляды известнейшего психолога и философа Карла Густава Юнга. При этом характерным было то, что люди проникшиеся отдельными идеями Ницше (в некоторых случаях и исказившие их) демонстрировали слабое понимание учения философа в целом. В чём же причина? Достаточно понятно, что произведения этого философа носят элитарный характер. Но дело не только в этом, а в том что, читая произведения Ницше люди, имеют дело, по сути, с изложением тайных, скрытых знаний. Он писал свои книги так, чтобы быть понятным некоторым, но не всем. Но при этом мысли, изложенные им, оказывали своё влияние на каждого. Таким образом, Фридрих Ницше несколько напоминает "человека-невидимку" Герберта Уэллса. Тайные знания ассоциируются у людей обычно с тайными знаниями какой-либо религии или философии, где скрытые знания передаются избранным и посвящаемым устно или в письменной форме тщательно скрываемой от посторонних иногда посредством шифрования. Примеров таких тайных знаний в истории можно найти множество. Хорошо известен случай, рассказанный Плутархом, о возмущении Александра Македонского в связи с опубликованием Аристотелем некоторых из учений считавшимися тайными. "Ты поступил неправильно, обнародовав учения, предназначенные только для устного преподавания. Чем же будем мы отличаться от остальных людей, если те самые учения, на которых мы воспитаны, сделаются общим достоянием? Я хотел бы превосходить других не столько могуществом, сколько знаниями о высших предметах (3, т.2, с.367)", — писал он Аристотелю. Ницше, однако, совсем необязательно было прибегать к таким способам. Действительно, можно ведь пользоваться недосказанностью, намёками, иносказанием, использовать изложение в виде притчи. Возможно использовать отвлекающие высказывания или высказывания вызывающие у людей, которых не следует допускать до понимания каких-либо вещей, реакцию протеста, отторжения, обиды. Многим людям закрывает глаза зависть к высоте того, чьё произведение они читают, что также возможно использовать. В общем, способов таких немало. Результатом всего этого является то, что только тот, кому духовно близок Ницше, кто имеет близкий к нему образ мыслей может достаточно хорошо понять его произведения. Ницше писал в книге “Так говорил Заратустра”: “Гремя словами и игральными костями, дурачу я тех, кто торжественно ждёт, — от всех этих строгих надсмотрщиков должна ускользнуть моя воля и цель (1, т.2, с.125)". Двумя из наиболее важных заслуг Фридриха Ницше, по моему мнению, являются следующие. Во-первых, это рассмотрение человечества как некоторого промежуточного этапа на пути создания природой более высшей формы организмов. Как писал Ницше в “Заратустре”: “человек есть нечто, что должно превзойти” (1,с.8). Во-вторых, это рассмотрение различий человеческого и сверхчеловеческого сознания. И первое, и второе, как я думаю, является очень важным для формирования верного мировоззрения. Если мы признаём, доказанный современной наукой факт, эволюционирования, развития Вселенной и эволюционирования организмов на Земле, то мы должны рассматривать и человечество как этап эволюции организмов, и следовательно должны иметь в виду возможность создания природой в будущем более совершенных чем человек организмов. Если рассматривать человечество как некий высший и заключительный этап эволюции, не будет видна перспектива развития. Не видя перспективу эволюционного развития организмов, нельзя верно оценить как недостатки, так и положительные качества человечества как вида. Поэтому огромная заслуга Фридриха Ницше в рассмотрении человека как предшественника более совершенного существа — “сверхчеловека”. Сравнение же человеческого и сверхчеловеческого сознания позволяет достаточно верно понять свойства человеческой психологии. Знакомство с Ницше в последствии значительно помогло мне в работе над книгой "Мировоззрение". В частности в книге получило развитие рассмотрение человечества как предшественника, в процессе эволюции, совершенного существа, роль России и русского народа в этом процессе, рассмотрение отличий человеческого сознания и сознания совершенного существа и др. В целом в книге отображена система религиозных и философских взглядов, не противоречащих научным знаниям, но подтверждаемых ими. Иначе говоря, изложено реалистичное мировоззрение, синтезирующее научные знания и религиозные воззрения. Информацию о книге "Мировоззрение", а также небольшую, но не лишённую интереса подборку цитат из Ницше можно найти в интернете по адресу: www.igladow.narod.ru . В заключение хочу сказать следующее. Русским следует с большим вниманием отнестись к трудам великого философа. Возможно, следует и с большим вниманием отнестись к следующим его словам: "Мы нуждаемся в безусловном сближении с Россией и в новой общей программе, которая не допустит в России господства английских трафаретов. Никакого американского будущего! (1, т.1, с.45)". И действительно, всмотревшись в историю, мы увидим, как много положительного получали оба народа от взаимного сближения. Хотя действовать в этом вопросе надо с осторожностью и не на правах "бедных родственников".
Игорь Ладов 11.02.02 Источники: 1. Ницше Ф. Сочинения в 2 т., М.: Мысль, 1990. 2. Гитлер. Моя борьба, М.: Витязь, 1998. 3. Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2 т., М.: Правда, 1987.
© И.П. Липатов (Ладов), 2002 "Астраханский Мир" от 13 февраля 2002г. В книге: И.П. Ладов (Липатов). Мировоззрение. Эссе. Астрахань, ГУП ИПК "Волга", 2003.
|
|