Основной вопрос философии
- Игорь Ладов
- Администратор
- Сообщения: 987
- Зарегистрирован: 09 апр 2009, 13:36
- Контактная информация:
Основной вопрос философии
Предлагаю всем высказаться о том, что каждый считает основным, главным вопросом философии по его личному мнению.
Здесь и сейчас
- Игорь Ладов
- Администратор
- Сообщения: 987
- Зарегистрирован: 09 апр 2009, 13:36
- Контактная информация:
Re: Основной вопрос философии
Matigor писал(а):Маркс бы сказал, бытие определяет сознание (так в учебниках обществоведения раньше было - основной вопрос философии).
Но теперь другие времена, можно было бы переиначить эту формулу - дух или материя?
С точки зрения теоцентризма основным вопросом философии является - как построить собственную жизнь правильно? "правильно" означает = в соответствии с теоцентрической триадой.
Здесь и сейчас
Re: Основной вопрос философии
Ладов всё правильно написал, но я дополню, по старой марксистской модели у этого вопроса были две стороны. Основная, что первично, материя или сознание. По христианству "вначале было слово" это классическая формула объективного идеализма. А вторая, познаваем мир или нет. Считалось, что агностицизм это другая сторона идеализма. Сейчас в рамках посмодерна, уже так не считают, нынче в науке (материалистической в целом) доминирует модель Поппера, знание есть Дом на сваях, который стоит на болоте. А познание, это вбивание свай, пока они твёрдо не уляжутся. Через какое то время грунт проседает и вбивать приходится глубже (у Попера это называется защита от фальсификаторов), но в итоге любое здание тонет в болоте. Раньше это бы назвали агностицизмом, а теперь, это основная парадигма философии науки.
Re: Основной вопрос философии
Джабраил,
1. ) А где Ладов "все правильно написал"? )
2. Ссылка на Поппера хороша, но уж как-то мертво-академично. Сводить все к гносеологии - я думаю, что чересчур узко. Живее надо быть. И потом все-таки желательно сформулировать основной вопрос философии с Вашей (неофициальной) точки зрения.
1. ) А где Ладов "все правильно написал"? )
2. Ссылка на Поппера хороша, но уж как-то мертво-академично. Сводить все к гносеологии - я думаю, что чересчур узко. Живее надо быть. И потом все-таки желательно сформулировать основной вопрос философии с Вашей (неофициальной) точки зрения.
Все великое начинается незаметно
- Игорь Ладов
- Администратор
- Сообщения: 987
- Зарегистрирован: 09 апр 2009, 13:36
- Контактная информация:
Re: Основной вопрос философии
Джабраил, видимо, не заметил, что я просто перенёс сообщение Матигора из другой темы, в виде цитаты.
На счет основного вопроса философии у меня есть мнение, но хотелось бы сначала услышать ваши.
А сама ваша теоцентрическая триада не является в этом отношении приоритетной? Ведь до того как строить правильно жизнь в соответствии с этой триадой надо её определить?Matigor писал(а):С точки зрения теоцентризма основным вопросом философии является - как построить собственную жизнь правильно? "правильно" означает = в соответствии с теоцентрической триадой.
На счет основного вопроса философии у меня есть мнение, но хотелось бы сначала услышать ваши.
Здесь и сейчас
Re: Основной вопрос философии
Сама триада - это "Я", "Бог" и "божественность". Каждое лицо троицы равновелико остальным. Так, например, Бог должен уважать мое "Я", узнав в нем ту же божественность (моральность, разумность, духовность - называйте как хотите), что и в Нем (в силу чего, например, ветхозаветный эпизод, когда Бог приказал есть пророку Иеремии коровьи лепешки является полной чушью).
Ну а полное определение триады, очевидно, невозможно. А вот в соответствии с ее пониманием человек и должен строить свою жизнь. Здесь и сейчас. Философия лишь должна подсказать ему такое понимание и, быть может, дать рецепты.
Ну а полное определение триады, очевидно, невозможно. А вот в соответствии с ее пониманием человек и должен строить свою жизнь. Здесь и сейчас. Философия лишь должна подсказать ему такое понимание и, быть может, дать рецепты.
Все великое начинается незаметно
-
- Сообщения: 8
- Зарегистрирован: 11 авг 2009, 10:50
- Контактная информация:
Re: Основной вопрос философии
Наверное, прежде чем говорить об "основном вопросе философии", стоит все же определиться с тем, что же такое "философия", т.е. в чем-то вернуться к оставленной теме, чтобы выяснить, насколько совпадают наши точки зрения на этот предмет.
Термин "Философия" сегодня слишком многозначен. Его можно соотносить и с каждым человеческим индивидом (у каждого человека есть собственное видение мироустройства, которое вполне можно считать его собственная философией), и с любым человеческим сообществом, объединяемым, скажем, какой-то идеей либо какими-то объективными факторами. Существует "философия", как совокупность накопленных за всю человеческую историю трудов о мироустройстве. Существует ВУЗовская дисциплина, имеющая то же (или производное от него) название, т.е. существует "философия", как профессия. Существует, наконец, "философия", как методология познания…
Если говорить о философии, как о мировоззрении любого индивида, то каждый из нас осознавая свое существование, т.е. как-то выделяя себя из всего прочего сущего, как мне кажется, прежде всего, явно или неявно отвечает на вопросы типа "Что есть Я и что есть не-Я? (либо "Как соотносятся Я и не-Я?", либо "В чем смысл моего существования, т.е. почему и зачем существую Я?", либо "Что есть Бытие и что в нем есть Я?" и т.п. – вариантов много, но суть, по-моему, одна). Можно ли считать этот вопрос "основным" в любом случае, в особенности, когда индивид не формулирует и не собирается формулировать ответ на него, будучи не расположен к отвлеченным умствованиям? Вряд ли… Другое дело, если он попытается сформулировать свое собственное мировосприятие, т.е. сформулировать свою философскую концепцию как некоторое множество исходных постулатов, определяющих его отношение к миру. Здесь, вполне возможно, но, наверное, все же необязательно, ответ на него станет той печкой, от которой будут "танцеваться" все последующие постулаты…
Если же формулировка философской концепции (индивидом или любым сообществом) имеет целью формулировку методологии познания, т.е., по сути, инструментария для построения соответствующего осознанного образа Бытия, то здесь, по-моему, необходимо прежде всего определить свое отношение к идее "единого и единственного, т.е. бесконечного Бытия", т.е. либо принять ее как основополагающий постулат, либо принять в качестве такового какую-то альтернативную идею.
Иначе говоря, в этом случае ОВФ, по-моему, существует и может быть сформулирован так "Возможны ли в Бытии какие бы то ни было безусловные (абсолютные) границы?"
Постановка ОВФ в "диаматовском" варианте – это однозначное допущение в Бытии безусловных границ, поскольку материальные объекты, обладающие и не обладающие сознанием, равно как и идеальное, имеющее и не имеющее материальное воплощение, есть категории, которые различаются (разграничиваются) безусловно.
Так что если принять "диаматовскую" же трактовку термина "метафизика", то любые построения, ориентированные на решение вопроса о первичности-вторичности материи или идеи (в том числе и сам "диалектический материализм") – это концептуально метафизические построения, альтернативой которым может быть только признание отсутствия в Бытии каких бы то ни было безусловных границ, иначе говоря, взгляд на Бытие только как на единое и единственное, т.е. бесконечное (вечное и повсеместное).
Термин "Философия" сегодня слишком многозначен. Его можно соотносить и с каждым человеческим индивидом (у каждого человека есть собственное видение мироустройства, которое вполне можно считать его собственная философией), и с любым человеческим сообществом, объединяемым, скажем, какой-то идеей либо какими-то объективными факторами. Существует "философия", как совокупность накопленных за всю человеческую историю трудов о мироустройстве. Существует ВУЗовская дисциплина, имеющая то же (или производное от него) название, т.е. существует "философия", как профессия. Существует, наконец, "философия", как методология познания…
Если говорить о философии, как о мировоззрении любого индивида, то каждый из нас осознавая свое существование, т.е. как-то выделяя себя из всего прочего сущего, как мне кажется, прежде всего, явно или неявно отвечает на вопросы типа "Что есть Я и что есть не-Я? (либо "Как соотносятся Я и не-Я?", либо "В чем смысл моего существования, т.е. почему и зачем существую Я?", либо "Что есть Бытие и что в нем есть Я?" и т.п. – вариантов много, но суть, по-моему, одна). Можно ли считать этот вопрос "основным" в любом случае, в особенности, когда индивид не формулирует и не собирается формулировать ответ на него, будучи не расположен к отвлеченным умствованиям? Вряд ли… Другое дело, если он попытается сформулировать свое собственное мировосприятие, т.е. сформулировать свою философскую концепцию как некоторое множество исходных постулатов, определяющих его отношение к миру. Здесь, вполне возможно, но, наверное, все же необязательно, ответ на него станет той печкой, от которой будут "танцеваться" все последующие постулаты…
Если же формулировка философской концепции (индивидом или любым сообществом) имеет целью формулировку методологии познания, т.е., по сути, инструментария для построения соответствующего осознанного образа Бытия, то здесь, по-моему, необходимо прежде всего определить свое отношение к идее "единого и единственного, т.е. бесконечного Бытия", т.е. либо принять ее как основополагающий постулат, либо принять в качестве такового какую-то альтернативную идею.
Иначе говоря, в этом случае ОВФ, по-моему, существует и может быть сформулирован так "Возможны ли в Бытии какие бы то ни было безусловные (абсолютные) границы?"
Постановка ОВФ в "диаматовском" варианте – это однозначное допущение в Бытии безусловных границ, поскольку материальные объекты, обладающие и не обладающие сознанием, равно как и идеальное, имеющее и не имеющее материальное воплощение, есть категории, которые различаются (разграничиваются) безусловно.
Так что если принять "диаматовскую" же трактовку термина "метафизика", то любые построения, ориентированные на решение вопроса о первичности-вторичности материи или идеи (в том числе и сам "диалектический материализм") – это концептуально метафизические построения, альтернативой которым может быть только признание отсутствия в Бытии каких бы то ни было безусловных границ, иначе говоря, взгляд на Бытие только как на единое и единственное, т.е. бесконечное (вечное и повсеместное).
Re: Основной вопрос философии
Ладов удалил свой пост. Разумеется нельзя всё сводить к гносеологии, это лишь вторая и второстепенная сторона основного вопроса, аглавная и первая онтологическая, это первичность материи или духа.Matigor писал(а):Джабраил,
1. ) А где Ладов "все правильно написал"? )
2. Ссылка на Поппера хороша, но уж как-то мертво-академично. Сводить все к гносеологии - я думаю, что чересчур узко. Живее надо быть. И потом все-таки желательно сформулировать основной вопрос философии с Вашей (неофициальной) точки зрения.
А по поводу собственного мнения, я разделяю классическую, но могу написать, что сейчас является одним из важнейших вопросов философии. Это что есть ныне философия, более широкий, мировозренческий взгляд науки на мир, либо это особое мировозрение, которое с наукой соотносится лишь методологически, а по предмету лишь частично, покоьку охватывает также и сферу трансцендентного.
- Игорь Ладов
- Администратор
- Сообщения: 987
- Зарегистрирован: 09 апр 2009, 13:36
- Контактная информация:
Re: Основной вопрос философии
Да не удалял я… и не писал я пока ничего по этой теме существенного. Ладно, давайте не будем дальше выяснять.taisauti писал(а):Ладов удалил свой пост.
Здесь и сейчас
- Игорь Ладов
- Администратор
- Сообщения: 987
- Зарегистрирован: 09 апр 2009, 13:36
- Контактная информация:
Re: Основной вопрос философии
Это верно, что философия разнообразна, она может быть разной. Поэтому можно поставить под вопрос, можно ли назвать «основной вопрос философии»? Я однако думаю, что можно, если под этим понимать самый важнейший, самый глубинный вопрос, который может поставить какой-либо философ.simovladimir писал(а): Если говорить о философии, как о мировоззрении любого индивида, то каждый из нас осознавая свое существование, т.е. как-то выделяя себя из всего прочего сущего, как мне кажется, прежде всего, явно или неявно отвечает на вопросы типа "Что есть Я и что есть не-Я? (либо "Как соотносятся Я и не-Я?", либо "В чем смысл моего существования, т.е. почему и зачем существую Я?", либо "Что есть Бытие и что в нем есть Я?" и т.п. – вариантов много, но суть, по-моему, одна). Можно ли считать этот вопрос "основным" в любом случае, в особенности, когда индивид не формулирует и не собирается формулировать ответ на него, будучи не расположен к отвлеченным умствованиям? Вряд ли… Другое дело, если он попытается сформулировать свое собственное мировосприятие, т.е. сформулировать свою философскую концепцию как некоторое множество исходных постулатов, определяющих его отношение к миру. Здесь, вполне возможно, но, наверное, все же необязательно, ответ на него станет той печкой, от которой будут "танцеваться" все последующие постулаты…
Вопрос очевидно очень важный, но, по моему мнению, что можно назвать более приоритетный.simovladimir писал(а): Иначе говоря, в этом случае ОВФ, по-моему, существует и может быть сформулирован так "Возможны ли в Бытии какие бы то ни было безусловные (абсолютные) границы?"
Не думаю, что этот вопрос может быть назван основным, хотя он, конечно, и интересен. Я бы сказал, что он относится к «устройству Вселенной», как и вопрос сформулированный simovladimir.taisauti писал(а):первичность материи или духа.
Важнейший же вопрос, по моему мнению, касается самого существования, Бытия. И этот вопрос «быть или не быть?», но не только как у Шекспира применительно к конкретной личности, но и ко Вселенной в целом. «Быть или не быть?» не только самый важный вопрос, который может поставить философ, но и вопрос, касающийся всей Вселенной, будет ли она существовать в дальнейшем или нет, будет ли она существовать бесконечно или нет. Этот вопрос даже приоритетнее другого важнейшего вопроса, о причинах возникновения Вселенной. Но это тоже вопрос по «устройству Вселенной», у него есть шанс разрешения, но только если Вселенная будет существовать, поскольку не будет её, не будет шанса у кого-то этот и другие вопросы решать.
Здесь и сейчас