ДНЕВНИК. Факты и мысли на текущие темы.
- Игорь Ладов
- Администратор
- Сообщения: 987
- Зарегистрирован: 09 апр 2009, 13:36
- Контактная информация:
Re: Дневник. Факты и мысли на текущие темы.
Многие, смотрю, активно празднуют 8-ое марта. Кругом сегодня продают цветы, суета в магазинах, люди едут в гости, в кафе и рестораны. Вечером, наверное, фейерверки запускать пойдут. Между тем, я думаю, в этот раз можно бы пропустить шумные застолья и веселье. В это время на Украине многие люди, которых у нас в стране принято называть братьями, прячутся в подвалах или бегут из страны. Многие лишены отопления, водоснабжения, электричества, испытывают недостаток продуктов. Многие люди становятся инвалидами или гибнут. Конечно, поздравить женщин с праздником стоит, но шумным весельям сейчас не время.
Здесь и сейчас
- Игорь Ладов
- Администратор
- Сообщения: 987
- Зарегистрирован: 09 апр 2009, 13:36
- Контактная информация:
Re: Дневник. Факты и мысли на текущие темы.
О мемуарах Варвары Головиной.
Последнее время довольно много читаю или слушаю (в виде аудиокниг) различные мемуары. Сейчас знакомлюсь с воспоминаниями Варвары Головиной. Они касаются жизни при дворе Екатерины II, Павла I и Александра I. Необыкновенно яркие и интересные картины из жизни высших слоёв России тех времён. Также она некоторое время жила во Франции в Париже, во время правления Наполеона Бонапарта. Вот, например, интересное место из описания жизни в послереволюционном Париже:
«Там меня представили герцогине Дюра и принцессе Шиме. Та и другая были статс-дамами королевы Марии-Антуанетты. Душа мадам Дюра соединяет все, что сила и благородство характера, черпая свои основания в религии, могут представить самого поучительного и почтенного. Вид у нее совершенно аристократический: она высокого роста и очень представительна. Мадам де Шиме кротка и покорна, как ангел: она худенькая, слабенькая. Контраст этих двух характеров лишь укрепляет их дружбу, они как две ивы, выросшие из одного и того же корня, верхушки которых возвышаются и сплетаются между собой. Они особенно хорошо относились ко мне. (...)
Мадам де Дюра - дочь маршала де Муши, который погиб на эшафоте вместе со своей женой и выказал замечательную твердость. В тот момент, когда ему надо было идти на казнь, он заметил слезы своих друзей.
- Не огорчайтесь, - сказал он им. - Семнадцати лет я пошел на войну за моего короля, а семидесяти восьми - иду на эшафот за Бога.
Когда его арестовали, жена пришла и просила подвергнуть ее заключению вместе с ним. Ей возражали, что о ней нет приказа.
- Я жена маршала де Муши, - сказала она и, постоянно повторяя эти слова, достигла наконец того, что ее арестовали и осудили.
Мы ездили в Большую оперу с моими знакомыми, и я была поражена элегантным разнообразием публики, богатством спектакля и составом оркестра. В Комеди Франсез мы были в ложе мадам де Шаро и мадам де Люксембург. Эта ложа была с решеткой и находилась прямо напротив ложи Бонапарта. Он, не отрываясь, лорнировал меня во время антрактов. Я сделала ему ту же честь, и если бы глаза мои были кинжалами, мир давно бы уже избавился от этого чудовища. В его ложе, в опере, было устроено зеркало на рессорах, которое поворачивается, и видно все, что происходит в партере. Приехав в оперу, можно было тотчас узнать, должен ли появиться там Бонапарт: у двери ставили взвод солдат, а маленькие окна из ложи в коридор бывали занавешены. Наполеон страшился всего, кроме преступления.»
Как это ярко сказано маршалом: «Иду на эшафот за Бога». После Франции нечто подобное, истребление лучших людей из различных слоёв общества, произошло и в России. Но за ненавистью к лучшим скрывается ненависть к Богу, как самому совершенному. И какая удивительная женщина его жена. Народы как-бы своими руками отрубили себе головы, и теперь, лишённые прежней силы честных, здравомыслящих людей, легко поддаются всяческим обманам.
На фото: Варвара Головина, художник Ф.С. Рокотов.
P.S. Для тем связанных с IT завёл отдельную тему "Дневник (блог) веб-разработчика.":
viewtopic.php?t=785
Последнее время довольно много читаю или слушаю (в виде аудиокниг) различные мемуары. Сейчас знакомлюсь с воспоминаниями Варвары Головиной. Они касаются жизни при дворе Екатерины II, Павла I и Александра I. Необыкновенно яркие и интересные картины из жизни высших слоёв России тех времён. Также она некоторое время жила во Франции в Париже, во время правления Наполеона Бонапарта. Вот, например, интересное место из описания жизни в послереволюционном Париже:
«Там меня представили герцогине Дюра и принцессе Шиме. Та и другая были статс-дамами королевы Марии-Антуанетты. Душа мадам Дюра соединяет все, что сила и благородство характера, черпая свои основания в религии, могут представить самого поучительного и почтенного. Вид у нее совершенно аристократический: она высокого роста и очень представительна. Мадам де Шиме кротка и покорна, как ангел: она худенькая, слабенькая. Контраст этих двух характеров лишь укрепляет их дружбу, они как две ивы, выросшие из одного и того же корня, верхушки которых возвышаются и сплетаются между собой. Они особенно хорошо относились ко мне. (...)
Мадам де Дюра - дочь маршала де Муши, который погиб на эшафоте вместе со своей женой и выказал замечательную твердость. В тот момент, когда ему надо было идти на казнь, он заметил слезы своих друзей.
- Не огорчайтесь, - сказал он им. - Семнадцати лет я пошел на войну за моего короля, а семидесяти восьми - иду на эшафот за Бога.
Когда его арестовали, жена пришла и просила подвергнуть ее заключению вместе с ним. Ей возражали, что о ней нет приказа.
- Я жена маршала де Муши, - сказала она и, постоянно повторяя эти слова, достигла наконец того, что ее арестовали и осудили.
Мы ездили в Большую оперу с моими знакомыми, и я была поражена элегантным разнообразием публики, богатством спектакля и составом оркестра. В Комеди Франсез мы были в ложе мадам де Шаро и мадам де Люксембург. Эта ложа была с решеткой и находилась прямо напротив ложи Бонапарта. Он, не отрываясь, лорнировал меня во время антрактов. Я сделала ему ту же честь, и если бы глаза мои были кинжалами, мир давно бы уже избавился от этого чудовища. В его ложе, в опере, было устроено зеркало на рессорах, которое поворачивается, и видно все, что происходит в партере. Приехав в оперу, можно было тотчас узнать, должен ли появиться там Бонапарт: у двери ставили взвод солдат, а маленькие окна из ложи в коридор бывали занавешены. Наполеон страшился всего, кроме преступления.»
Как это ярко сказано маршалом: «Иду на эшафот за Бога». После Франции нечто подобное, истребление лучших людей из различных слоёв общества, произошло и в России. Но за ненавистью к лучшим скрывается ненависть к Богу, как самому совершенному. И какая удивительная женщина его жена. Народы как-бы своими руками отрубили себе головы, и теперь, лишённые прежней силы честных, здравомыслящих людей, легко поддаются всяческим обманам.
На фото: Варвара Головина, художник Ф.С. Рокотов.
P.S. Для тем связанных с IT завёл отдельную тему "Дневник (блог) веб-разработчика.":
viewtopic.php?t=785
Здесь и сейчас
- Игорь Ладов
- Администратор
- Сообщения: 987
- Зарегистрирован: 09 апр 2009, 13:36
- Контактная информация:
Re: Дневник. Факты и мысли на текущие темы.
« - В мой последний грех? - воскликнул Заратустра, гневно смеясь над своим собственным словом.
- Что же было оставлено мне как мой последний грех?
И еще раз погрузился Заратустра в себя, опять сел на большой камень и предался мыслям. Вдруг он вскочил.
- Сострадание! Сострадание к высшему человеку! - воскликнул он, и лицо его стало, как медь.
- Ну что ж! Этому - было свое время!
(...)
- Это мое утро, брезжит мой день: вставай же, вставай, великий полдень!
Так говорил Заратустра и покинул пещеру свою, сияющий и сильный, как утреннее солнце, подымающееся из-за темных гор».
Фридрих Ницше «Так говорил Заратустра».
- Что же было оставлено мне как мой последний грех?
И еще раз погрузился Заратустра в себя, опять сел на большой камень и предался мыслям. Вдруг он вскочил.
- Сострадание! Сострадание к высшему человеку! - воскликнул он, и лицо его стало, как медь.
- Ну что ж! Этому - было свое время!
(...)
- Это мое утро, брезжит мой день: вставай же, вставай, великий полдень!
Так говорил Заратустра и покинул пещеру свою, сияющий и сильный, как утреннее солнце, подымающееся из-за темных гор».
Фридрих Ницше «Так говорил Заратустра».
Здесь и сейчас
Re: Дневник. Факты и мысли на текущие темы.
надо же, вошел без проблем
вот как мы дошли до жизни такой
2000г, примерно до н.э. законы Хамурапи, шумеры
условно первое вмешательство Творца
0й год - Второе вмешательство
кто нас избавит от планов комитета300, эти сатанисты не понимают, что в 2030м Зверь их уничтожит, вместо них найдет бесочеловеков
очкарика будут долго мучить
ждем в 2033 3е вмешательство
я полагаю, после Армагеддона еще останутся люди, уцелевшие, но остальные-то погибнут
все-таки есть слова про 1000-летнее царство
вот как мы дошли до жизни такой
2000г, примерно до н.э. законы Хамурапи, шумеры
условно первое вмешательство Творца
0й год - Второе вмешательство
кто нас избавит от планов комитета300, эти сатанисты не понимают, что в 2030м Зверь их уничтожит, вместо них найдет бесочеловеков
очкарика будут долго мучить
ждем в 2033 3е вмешательство
я полагаю, после Армагеддона еще останутся люди, уцелевшие, но остальные-то погибнут
все-таки есть слова про 1000-летнее царство
Re: Дневник. Факты и мысли на текущие темы.
https://youtu.be/gL9KvGJoIrw
спор двух блоггеров про муку из кузнечиков
интересный диалог
ну и сказочник https://youtu.be/09oELmH7z
шутлива только форма
человечество толкают к обрыву, это не только лемминги
их, людей , сделали такими
спор двух блоггеров про муку из кузнечиков
интересный диалог
ну и сказочник https://youtu.be/09oELmH7z
шутлива только форма
человечество толкают к обрыву, это не только лемминги
их, людей , сделали такими
Re: Дневник. Факты и мысли на текущие темы.
Chrislam – попытка пытаться сочетать противоречивые воззрения христианства с исламом. Хотя она началась в Нигерии в 1980-х, эти идеи распространились в большей части мира. Существенные концепции Chrislamа в том, что христианство и ислам совместимы, что можно быть христианином и мусульманином одновременно.
Недавно покойный учитель Библии с мировым авторитетом Дерек Принс предсказывал, что скоро дух антихриста проявит себя в появлении религии, сочетающей в себе черты христианства, мусульманства и буддизма. Конечно только невозрожденные люди, номинально называющие себя христианами, могут в этом участвовать. Похоже, что хрислам – одно из проявлений духа антихриста.
Недавно покойный учитель Библии с мировым авторитетом Дерек Принс предсказывал, что скоро дух антихриста проявит себя в появлении религии, сочетающей в себе черты христианства, мусульманства и буддизма. Конечно только невозрожденные люди, номинально называющие себя христианами, могут в этом участвовать. Похоже, что хрислам – одно из проявлений духа антихриста.
Re: Дневник. Факты и мысли на текущие темы.
Седьмой Съезд лидеров мировых и традиционных религий, прошедший в казахстанском Нур-Султане, был успешен, считает глава отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Антоний.
В работе съезда участвовали глава Римско-Католической церкви папа римский Франциск, один из наиболее авторитетных исламских богословов, верховный имам и шейх египетского университета "Аль-Азхар" Ахмед ат-Тайеб, глава одной из старейших поместных православных церквей мира патриарх Иерусалимский Феофил III, главный ашкеназский раввин Израиля Давид Лау, главный сефардский раввин Израиля Ицхак Йосеф, а также высокопоставленные представители ООН.
В работе съезда участвовали глава Римско-Католической церкви папа римский Франциск, один из наиболее авторитетных исламских богословов, верховный имам и шейх египетского университета "Аль-Азхар" Ахмед ат-Тайеб, глава одной из старейших поместных православных церквей мира патриарх Иерусалимский Феофил III, главный ашкеназский раввин Израиля Давид Лау, главный сефардский раввин Израиля Ицхак Йосеф, а также высокопоставленные представители ООН.
- Игорь Ладов
- Администратор
- Сообщения: 987
- Зарегистрирован: 09 апр 2009, 13:36
- Контактная информация:
Re: Дневник. Факты и мысли на текущие темы.
Несколько фото из поездки в октябре 2022 года в Кисловодск и Пятигорск.
Здесь и сейчас
- Игорь Ладов
- Администратор
- Сообщения: 987
- Зарегистрирован: 09 апр 2009, 13:36
- Контактная информация:
Re: Дневник. Факты и мысли на текущие темы.
Долго возился, отремонтировал свой старый проигрыватель пластинок и усилитель. Сейчас снова модно слушать музыку на виниле. И, действительно, звук очень приятный. Среди моих пластинок есть одна Бетховена, выпущенная в ГДР. Помню, купил её ещё в советское время в магазине. Надо сказать, музыку Бетховена я не очень люблю, мне часто слышится в ней какая-то нездоровая революционность. Но этот концерт я слушал несколько раз с удовольствием. Beethoven Nr. 4 F-dur op.58, пианист Claudio Arrau. Я поискал в интернете этот концерт Бетховена. См. ссылку.
https://www.youtube.com/watch?v=rvdEjg-EDTk
https://www.youtube.com/watch?v=rvdEjg-EDTk
Здесь и сейчас
- Игорь Ладов
- Администратор
- Сообщения: 987
- Зарегистрирован: 09 апр 2009, 13:36
- Контактная информация:
Re: Дневник. Факты и мысли на текущие темы.
Несколько цитат из работы К. П. Победоносцева о демократии и парламентаризме.
Читаю «Московский сборник» К. П. Победоносцева. Приятно читать умного человека, честно излагающего свои мысли. Константин Петрович Победоносцев один из самых значительных государственных деятелей в истории России, был обер-прокурором Святейшего синода и членом Государственного совета. Был в близких приятельских отношениях с Ф. М. Достоевским.
Несколько интересных цитат из этой работы по теме демократии и парламентаризма.
«Одно из самых лживых политических начал есть начало народовластия, та, к сожалению, утвердившаяся со времени французской революции идея, что всякая власть исходит от народа и имеет основание в воле народной. Отсюда истекает теория парламентаризма, которая до сих пор вводит в заблуждение массу так называемой интеллигенции и проникла, к несчастью, в русские безумные головы. Она продолжает еще держаться в умах с упорством узкого фанатизма, хотя ложь ее с каждым днем изобличается все явственнее перед целым миром. В чем состоит теория парламентаризма? Предполагается, что весь народ в народных собраниях творит себе законы, избирает должностные лица, стало быть, изъявляет непосредственно свою волю и проводит ее в действие. Это идеальное представление. Прямое осуществление его невозможно».
«Выборы никоим образом не выражают волю избирателей. Представители народные не стесняются нисколько взглядами и мнениями избирателей, но руководятся собственным произвольным усмотрением или расчетом, соображаемым с тактикою противной партии».
«Министры столь же безответственны, как и народные представители. Ошибки, злоупотребления, произвольные действия - ежедневное явление в министерском управлении, а часто ли слышим мы о серьезной ответственности министра? Разве, может быть, раз в пятьдесят лет приходится слышать, что над министром суд, и всего чаще результат суда выходит ничтожный - сравнительно с шумом торжественного производства».
«Если бы потребовалось истинное определение парламента, надлежало бы сказать, что парламент есть учреждение, служащее для удовлетворения личного честолюбия и тщеславия и личных интересов представителей. Учреждение это служит не последним доказательством самообольщения ума человеческого. Испытывая в течение веков гнет самовластия в единоличном и олигархическом правлении и не замечая, что пороки единовластия суть пороки самого общества, которое живет под ним, люди разума и науки возложили всю вину бедствия на своих властителей и на форму правления и представили себе, что с переменою этой формы на форму народовластия или представительного правления общество избавится от своих бедствий и от терпимого насилия. Что же вышло в результате? Вышло то, что mutato nomine (изменённое имя. — И.Л.) все осталось в сущности по-прежнему, и люди, оставаясь при слабостях и пороках своей натуры, перенесли на новую форму все прежние свои привычки и склонности. Как прежде, правит ими личная воля и интерес привилегированных лиц; только эта личная воля осуществляется уже не в лице монарха, а в лице предводителя партии, и привилегированное положение принадлежит не родовым аристократам, а господствующему в парламенте и правлении большинству».
«Парламентаризм есть торжество эгоизма, высшее его выражение. Все здесь рассчитано на служение своему я. По смыслу парламентской фикции, представитель отказывается в своем звании от личности и должен служить выражением воли и мысли своих избирателей; а в действительности избиратели - в самом акте избрания отказываются от всех своих прав в пользу избранного представителя. Перед выборами кандидат в своей программе и в речах своих ссылается постоянно на вышеупомянутую фикцию: он твердит все о благе общественном, он не что иное, как слуга и печальник народа, он о себе не думает и забудет себя и свои интересы ради интереса общественного. И все это - слова, слова, одни слова, временные ступеньки лестницы, которые он строит, чтобы взойти куда нужно и потом сбросить ненужные ступени. Тут уже не он станет работать на общество, а общество станет орудием для его целей. Избиратели являются для него стадом - для сбора голосов, и владельцы этих стад подлинно уподобляются богатым кочевникам, для коих стадо составляет капитал, основание могущества и знатности в обществе. Так развивается, совершенствуясь, целое искусство играть инстинктами и страстями массы для того, чтобы достигнуть личных целей честолюбия и власти. Затем уже эта масса теряет всякое значение для выбранного ею представителя до тех пор, пока понадобится снова на нее действовать: тогда пускаются в ход снова льстивые и лживые фразы - в угоду одним, в угрозу другим: длинная, нескончаемая цепь однородных маневров, образующая механику парламентаризма. И такая-то комедия выборов продолжает до сих пор обманывать человечество и считаться учреждением, венчающим государственное здание... Жалкое человечество! Поистине можно сказать: mundus vult decipi - decipiatur [Мир хочет быть одураченным - он может быть обманут (лат.)]».
«Кто по натуре своей способен к бескорыстному служению общественной пользе в сознании долга, тот не пойдет заискивать голоса, не станет воспевать хвалу себе на выборных собраниях, нанизывая громкие и пошлые фразы. Такой человек раскрывает себя и силы в рабочем углу своем или в тесном кругу единомышленных людей, но не пойдет искать популярности на шумном рынке. Такие люди если идут в толпу людскую, то не затем, чтобы льстить ей и подлаживаться под пошлые ее влечения и инстинкты, а разве затем, чтобы обличать пороки людского быта и ложь людских обычаев. Лучшим людям, людям долга и чести противна выборная процедура: от нее не отвращаются лишь своекорыстные, эгоистические натуры, желающие достигнуть личных своих целей. Такому человеку не стоит труда надеть на себя маску стремления к общественному благу, лишь бы приобрести популярность. Он не может и не должен быть скромен, ибо при скромности его не заметят, не станут говорить о нем. Своим положением и той ролью, которую берет на себя, он вынуждается лицемерить и лгать: с людьми, которые противны ему, он поневоле должен сходиться, брататься, любезничать, чтобы приобрести их расположение, должен раздавать обещания, зная, что потом не выполнит их, должен подлаживаться под самые пошлые наклонности и предрассудки массы, для того, чтобы иметь большинство за себя. Какая честная натура решится принять на себя такую роль?»
«Толпа слушает лишь того, кто громче кричит и искуснее подделывается пошлостью и лестью под ходячие в массе понятия и наклонности».
«По теории, избранный должен быть излюбленным человеком большинства, а на самом деле избирается излюбленник меньшинства, иногда очень скудного, только это меньшинство представляет организованную силу, тогда как большинство, как песок, ничем не связано, и потому бессильно перед кружком или партией. Выбор должен бы падать на разумного и способного, а в действительности падает на того, кто нахальнее суется вперед. Казалось бы, для кандидата существенно требуются - образование, опытность, добросовестность в работе, а в действительности все эти качества могут быть и не быть: они не требуются в избирательной борьбе, тут важнее всего - смелость, самоуверенность в соединении с ораторством и даже с некоторою пошлостью, нередко действующей на массу. Скромность, соединенная с тонкостью чувства и мысли, для этого никуда не годится».
«Для предводителя партии требуется, прежде всего, сильная воля. Это свойство органическое, подобно физической силе, и потому не предполагает непременно нравственные качества. При крайней ограниченности ума, при безграничном развитии эгоизма и самой злобы, при низости и бесчестности побуждений, человек с сильной волей может стать предводителем партии и становится тогда руководящим, господственным главою кружка или собрания, хотя бы к нему принадлежали люди, далеко превосходящие его умственными и нравственными качествами. Вот какова, по свойству своему, бывает руководящая сила в парламенте. К ней присоединяется еще другая решительная сила - красноречие. Это тоже натуральная способность, не предполагающая ни нравственного характера, ни высокого духовного развития. Можно быть глубоким мыслителем, поэтом, искусным полководцем, тонким юристом, опытным законодателем - и в то же время быть лишенным действенного слова; и наоборот, можно при самых заурядных умственных способностях и знаниях обладать особливым даром красноречия. Соединение этого дара с полнотою духовных сил есть редкое и исключительное явление в парламентской жизни. Самые блестящие импровизации, прославившие ораторов и соединенные с важными решениями, кажутся бледными и жалкими в чтении, подобно описанию сцен, разыгранных в прежнее время знаменитыми актерами и певцами. Опыт свидетельствует непререкаемо, что в больших собраниях решительное действие принадлежит не разумному, но бойкому и блестящему слову, что всего действительнее на массу неясные, стройные аргументы, глубоко коренящиеся в существе дела, но громкие слова и фразы, искусно подобранные, усильно натверженные и рассчитанные на инстинкты гладкой пошлости, всегда таящиеся в массе. Масса легко увлекается пустым вдохновением декламации и под влиянием порыва, часто бессознательного, способна приходить к внезапным решениям, о коих приходится сожалеть при хладнокровном обсуждении дела. Итак, когда предводитель партии с сильною волей соединяет еще и дар красноречия - он выступает в своей первой роли на открытую сцену перед целым светом. Если же у него нет этого дара, он стоит, подобно режиссеру, за кулисами и направляет оттуда весь ход парламентского представления, распределяя роли, выпуская ораторов, которые говорят за него, употребляя в дело, по усмотрению, более тонкие, но нерешительные умы своей партии - они за него думают».
«Все существенные действия парламентаризма отправляются вождями партий: они ставят решения, они ведут борьбу и празднуют победу. Публичные заседания суть не что иное, как представление для публики. Произносятся речи для того, чтобы поддержать фикцию парламентаризма: редкая речь вызывает сама по себе парламентское решение в важном деле. Речи служат к прославлению ораторов, к возвышению популярности, к составлению карьеры, но в редких случаях решают подбор голосов. Каково должно быть большинство - это решается обыкновенно вне заседания».
«Таков сложный механизм парламентского лицедейства, таков образ великой политической лжи, господствующей в наше время. По теории парламентаризма, должно господствовать разумное большинство; на практике господствуют пять-шесть предводителей партии; они, сменяясь, овладевают властью. По теории, убеждение утверждается ясными доводами во время парламентских дебатов; на практике - оно не зависит нисколько от дебатов, но направляется волею предводителей и соображениями личного интереса. По теории, народные представители имеют в виду единственно народное благо; на практике - они, под предлогом народного блага и на счет его, имеют в виду преимущественно личное благо свое и друзей своих. По теории, они должны быть из лучших, излюбленных граждан; на практике - это наиболее честолюбивые и нахальные граждане. По теории - избиратель подает голос за своего кандидата потому, что знает его и доверяет ему; на практике - избиратель дает голос за человека, которого по большей части совсем не знает, но о котором натвержено ему речами и криками заинтересованной партии. По теории - делами в парламенте управляют и двигают опытный разум и бескорыстное чувство; на практике - главные движущие силы здесь - решительная воля, эгоизм и красноречие. Вот каково, в сущности, это учреждение, выставляемое целью и венцом государственного устройства. Больно и горько думать, что в земле Русской были и есть люди, мечтающие о водворении этой лжи у нас».
«Государственная власть призвана действовать и распоряжаться; действия ее суть проявления единой воли, без этого немыслимо никакое правительство. Но в каком смысле множество людей или собрание народное может проявлять единую волю? Демократическая фразеология не останавливается на решении этого вопроса, отвечая на него известными фразами и поговорками, вроде таких, например: "воля народная", "общественное мнение", "верховное решение нации", "глас народа - глас Божий" и тому подобными. Все эти фразы, конечно, должны означать, что великое множество людей, по великому множеству вопросов, может прийти к одинаковому заключению и постановить сообразно с ним одинаковое решение. Пожалуй, это и бывает возможно, но лишь по самым простым вопросам. Но когда с вопросом соединено хотя малейшее усложнение, решение его в многочисленном собрании возможно лишь при посредстве людей, способных обсудить его во всей сложности и затем убедить массу к принятию решения. К числу самых сложных принадлежат, например, политические вопросы, требующие крайнего напряжения умственных сил у самых способных и опытных мужей государственных; в таких вопросах, очевидно, нет ни малейшей возможности рассчитывать на объединение мысли и воли в многолюдном народном собрании: решения массы в таких вопросах могут быть только гибельные для государства. Энтузиасты демократии уверяют себя, что народ может проявлять свою волю в делах государственных: это пустая теория, наделе же мы видим, что народное собрание способно только принимать - по увлечению - мнение, выраженное одним человеком или некоторым числом людей; например, мнение известного предводителя партии, известного местного деятеля или организованной ассоциации, или, наконец, безразличное мнение того или другого влиятельного органа печати».
«Вместо неограниченной власти монарха мы получаем неограниченную власть парламента, с тою разницей, что в лице монарха можно представить себе единство разумной воли, а в парламенте нет его, ибо здесь все зависит от случайности, так как воля парламента определяется большинством; но как скоро при большинстве, составляемом под влиянием игры в партию, есть меньшинство, воля большинства не есть уже воля целого парламента; тем еще менее можно признать ее волею народа, здоровая масса коего не принимает никакого участия в игре партий и даже уклоняется от нее. Напротив того, именно нездоровая часть населения мало-помалу вводится в эту игру и ею развращается, ибо главный мотив этой игры есть стремление к власти и к наживе. Политическая свобода становится фикцией, поддерживаемой на бумаге параграфами и фразами конституции; начало монархической власти совсем пропадает; торжествует либеральная демократия, водворяя беспорядок и насилие в обществе, вместе с началами безверия и материализма, провозглашая свободу, равенство и братство там, где нет уже места ни свободе, ни равенству. Такое состояние ведет неотразимо к анархии, от которой общество спасается одною лишь диктатурой, то есть восстановлением единой воли и единой власти в правлении».
Я приведу ещё цитату из Ф. Ницше, «Так говорил Заратустра»:
«Властолюбие: пред взором его человек пресмыкается, гнется, раболепствует и становится ниже змеи и свиньи: пока наконец великое презрение не возопит в нем. -
Властолюбие: грозный учитель великого презрения, которое городам и царствам проповедует прямо в лицо: "Убирайтесь прочь!" - пока сами они не возопят: "Пора нам убираться прочь!"»
Здесь и сейчас