Страница 1 из 1

Традиция

Добавлено: 23 янв 2010, 18:35
Matigor
Юлиус Эвола

"Элементы" №3, М., 2000

Оседлать Тигра

Юлиус Эвола — один из самых знаменитых традиционалистов нашего времени. Его идеи вдохновили исследователей истории религии (в частности, сам Мирча Элиаде, крупнейший историк религии, был его другом и ценителем), теории авангардного искусства (картины юношеского периода Эволы украшают до сих пор галереи Рима), расовым проблемам, политологии и сравнительному анализу идеологий. Личность и политико-идеологическая позиция Эволы ставила в тупик многих исследователей. — Кто он? Консерватор и революционер (он высоко ценил Миттерниха, Кортеса и де Мэстра)? Или нигилист и авангардный анархист (он дружил с Тристаном Царой, лидером дадаизма, Маринетти, Бенном и т.д.)? Строгий традиционалист-эзотерик его труды по Алхимии, Буддизму и Тантре стали классическими справочниками в эзотерической сфере, а его дружба с Рене Геноном является общеизвестным фактом)? Или неоспиритуалист и маг (он был лично знаком с Густавом Майринком, Креммерцем и даже Алистером Кроули — магами и оккультными практиками 20-го века)? Философ и эстет (его ранние гегельянские работы стали классикой итальянской мысли, а сотрудничество с Эрнстом Юнгером, Ортегой-и-Гасетом и др. в немецком журнале "Юная Европа" сделали его известным во многих странах мира)? Или крайне правый политик (известно его влияне на Муссолини, его циклы лекций в европейских институтах СС и т.д.)? Отвлеченный мыслитель-трансценденталист (его книги подчас изобилуют сложнейшей специальной терминологией)? Или вдохновитель терроризма (его даже пытались привлеч к суду как вдохновителя итальянских нео-нацистов из группы "Империум", взорвавших несколько бомб — хотя приговор был оправдательным)? Кем бы ни был этот выдающийся человек, его идеи повлияли на несколько поколений европейских интеллектуалов — как крайне правых, так и крайне левых, как консервативных, так и авангардных, как рафинировано-утонченных, так и экстремистски радикальных. Юлиус Эвола принадлежит к тем редчайшим в наше время личностям, которых Ницше (кстати людимый автор Эволы) называь "необходимыми". Он "необхобим" тем, кто принимает, развивает и усваивает его идеи, для кого он — спасительная вспышка в темной эпохе конца цикла. Он "необходим" и тем, кто солидарен с современным миром и логикой его развития (как предельно четкая персонификация всего того, что являетвя для этого мира непримеримым и абсолютным врагом). Он "необходим" так же тем, кто только еще ищет серьезно и глубоко поставленные вопросы и критические проблемы нашей эпохи. Он "необходим" и тем, кто просто хочет иметь о XX столетии объективное представление на политическом, идеологическом, культурном и философском уровнях.

1. Современный мир и люди Традиции

[Image] В настоящем труде мы предполагаем исследовать некоторые черты современной эпохи, которые делают ее эпохой предельной деградации, и одновременно рассмотреть экзистенциальные и поведенческие проблемы, стоящие сегодня перед определенным типом человеческих существ.

Последнее замечание следует постоянно иметь в виду, так как все сказанное касается не всех наших современников, но только тех уникальных существ (единственно ценных для нас), которые, даже будучи ангажированными в предельно проблематичным и тревожным современным миром, внутренне не принадлежат этому миру, не хотят ему поддаваться и чувствуют себя, по существу, принадлежащими к особой расе — иной, нежели большинство современных людей.

Естественным пространством для подобного типа человеческого существа, территорией, на которой он не чувствовал бы себя посторонним, является мир Традиции. Слово "Традиция" имеет в данном случае особый смысл, который мы уточняли в других наших работах (прежде всего, в книгах "Революция против современного мира"— 1951 и "Люди и развалины" — 1952) и который близок к определениям, используемым Рене Геноном. Согласно этой специфической трактовке, цивилизация или общество являются "традиционными" в том случае, если они управляются принципами, превышающими все сугубо человеческие и индивидуальные элементы, если структуры этого общества имеют небесное происхождение и ориентированы строго вертикально. По ту сторону всех исторических форм мир Традиции характеризуется самотождественностью, сущностным постоянством. В некоторых других работах мы пытались уточнить ценности, а также фундаментальные и незыблемые принципы, лежащие в основании всякой традиционной цивилизации, всякого традиционного общества и имеющие в высшем смысле нормативное значение для жизни этого общества.

Все то, что в конечном счете победило в современном мире, представляет собой полную противоположность традиционному типу цивилизации. При этом жизнь со все большей очевидностью доказывает, что простое признание традиционных ценностей (сделаем допущение, что кто-то еще способен их постигнуть и принять) абсолютно не означает возможности сколько-нибудь заметного изменения существующего порядка вещей, даже если такое признание будет положено в основу определенных конкретных действий. После последних мировых потрясений уже не верится, что нации, большие социальные группы, общественные институты или определенные идеи, интересы и силы смогут послужить рычагом для действий такого рода. Тем не менее, еще остались редкие, исключительные личности, все еще стоящие вертикально среди развалин, среди всеобщего разложения, и принадлежащие, более или менее осознанно, к иному, отличному от настоящего, миру. Кажется, что это маленькое войско все еще готово защищать уже сданные позиции. И пока оно не покорилось, не поддалось на компромиссы, способные обеспечить сомнительный внешний успех, его свидетельство воистину бесценно. Есть и другой тип людей, которые предпочли, напротив, полностью изолироваться от современного мира. Однако такое решение предполагает определенную внутреннюю предрасположенность к отстраненности и привилегированное материальное положение, что с каждым днем встречается все реже. Во всяком случае, теоретически проблему противостояния современному миру можно решить и таким образом. Следует упомянуть и о том редком типе духовного существа, которое еще способно утверждать традиционалистские ценности, независимо от частной сиюминутной цели, ради осуществления самого "акта присутствия" как такового. Такое действие безусловно необходимо для того, чтобы сугубо современная конъюнктура полностью не затмила бы собой все горизонты не только на материальном, но и на идейном плане, и чтобы хотя бы подать сигнал о существовании иной системы ценностей, кроме той, что свойственна современной эпохе. Только благодаря этим людям дистанция по отношению к современному миру может быть сохранена: иные возможные измерения, иное значение жизни открываются тем, кто еще способен отвлечься хоть на мгновение от всепоглощающей конкретики банальности.

Однако такие исключения не могут служить универсальным примером решения глубинного вопроса, стоящего перед теми, кто либо не имеют возможности существовать материально независимо от современной профанической среды, либо не могут или не желают рвать связи с современной жизнью и поэтому должны как-то иначе решить экзистенциальную проблему, начиная со своего поведения в быту и самых элементарных человеческих отношений.

Именно о таком типе человека и пойдет речь в данной работе. Именно к нему применимы знаменитые слова Ницше: "Пустыня растет. Горе тому, кто таит в себе пустыню". И действительно, такой человек не находит никакой поддержки извне. Более не существует организаций и институтов, которые ранее, в традиционном обществе, позволили бы ему полностью реализовать себя, ясно и однозначно организовать собственное существование, защитить и творчески реализовать в естественном окружении основополагающие принципы. Вряд ли следует в наших условиях продолжать навязывать таким людям те установки, которые, будучи уместными и закономерными в любой нормальной традиционной цивилизации, не являются более таковыми в нашей анормальной цивилизации, в совершенно отчужденной социальной, интеллектуальной и материальной среде, в ситуации всеобщего распада, в системе, основанной на плохо скрываемом хаосе и начисто лишенной какой бы то ни было легитимности. Отсюда и проистекают те специфические проблемы, которые мы предлагаем здесь разобрать.

Прежде всего, важно уяснить позицию, которую следует занять по отношению к тому, что можно определить как "останки мира традиции", как ее "следы". В Западной Европе и сегодня сохраняются по инерции некоторые обычаи и институты вчерашнего мира — мира, который можно определить как буржуазный. Когда сегодня говорят о кризисе, то речь чаще всего идет о кризисе именно буржуазного мира: основы именно буржуазной цивилизации и буржуазного общества переживают сегодня кризис и распад. Однако буржуазный мир радикально отличен от того, что мы называем миром Традиции. Сейчас на социальном, политическом и культурном уровнях разрушается мир, образованный в результате восстания Третьего сословия и первой промышленной революции, хотя к этой волне часто примешивались некоторые элементы предшествующего строя, потерявшие свое качество и свою жизнестойкость.

В каких отношениях с этим миром должен находиться интересующий нас тип человека? Этот вопрос является основным, так как от ответа на него зависит понимание смысла все более и более очевидных в наше время кризиса и распада, а также та позиция, которую следует занимать по отношению к этим разрушительным явлениям, а равно и к тому, что еще не полностью извращено и разрушено.

Ответ на этот вопрос может быть только один: интересующий нас тип человека не может иметь ничего общего с буржуазным миром. Все буржуазное он должен рассматривать как нечто сугубо современное и антитрадиционное, возникшее в результате самых негативных и разрушительных процессов. Часто в явлениях современного кризиса усматривают своего рода Немезиду или возмездие судьбы: а именно, силы, которые в свое время были приведены в действие против исконной традиционной европейской цивилизации, обернулись и против тех, кто их вызвал к жизни, подорвав, в свою очередь, основания самого буржуазного строя и приведя общий процесс распада к следующей, еще более продвинутой, стадии. Эта закономерность четко прослеживается на социально-экономическом уровне — на примере очевидных связей, существующих между буржуазной революцией Третьего сословия и пришедшими ей на смену марксистскими и социалистическими движениями. Плавный переход от демократии и либерализма, с одной стороны, к социализму, с другой стороны, очевиден. Демократия и либерализм послужили лишь тому, чтобы проложить дорогу социализму. Социализм, в свою очередь, позволив буржуазии выполнить свою роль, стремится теперь лишь к уничтожению своих прямых предшественников.

Из этого следует: необходимо решительно отказаться от защиты "остатков" буржуазного мира и от искушения взять их за основу для борьбы против еще более радикальных тенденций разложения и извращения, а также от попыток вложить в осколки буржуазной эпохи некоторые более высокие и более традиционные ценности.

Во-первых, встать на защиту буржуазного мира, зная общую ситуацию (еще более проясняющуюся после столь критических событий, какими были две последние мировые войны и их последствия), означало бы впасть в иллюзию относительно существующих материальных возможностей. Произошедшие изменения слишком глубоки, чтобы быть обратимыми. Высвободившиеся или готовые высвободиться силы не могут быть более заключены в узкие рамки структур мира вчерашнего, и как раз тот факт, что попытки противодействия нацелены на восстановление и сохранение этих отживших структур, лишившихся всякой высшей легитимности, придаст лишь особую энергию и жизненность силам извращения. Впрочем, такой путь может привести только к чему-то двусмысленному, что будет неприемлемым на идеальном уровне и опасным на уровне тактики. Как мы сказали, традиционные ценности в нашем понимании — это отнюдь не буржуазные ценности. Напротив, традиционные ценности прямо противоположны буржуазным. Наделять эти последние каким-то внутренним значением, связывать их тем или иным образом с ценностями Традиции, стремиться к их оправданию ценностями Традиции с целью их сохранения и укрепления либо означает полное непонимание того, что представляет собой Традиция, либо ведет к ее принижению и снисхождению до позорного и опасного компромисса. Опасного потому, что, связывая традиционные идеи с "остатками буржуазной цивилизации", мы подставляем эти идеи под удар (неизбежный, закономерный и необходимый во многих отношениях), направленный против этой цивилизации.

Это означает, что необходимо ориентироваться на противоположное решение, даже если оно все усложняет и содержит в себе опасность уже совсем иного рода. Следует рвать все связи с тем, чему рано или поздно суждено исчезнуть. Сложность в этом случае будет заключаться в том, чтобы сохранить фундаментальную ориентацию, не опираясь ни на одну из имеющихся или унаследованных форм, — в том числе и истинно традиционных форм прошлого, принадлежащих уже истории. Преемственность миру Традиции может быть поддержана только на экзистенциальном уровне или, более точно, на уровне внутренней ориентации человека при максимальной внешней свободе. В этом случае опору на Традицию следует искать не во внешних позитивных и упорядоченных формах цивилизации, которая некогда возникла как историческая реализация основ этой Традиции, но из самой Традиционной Доктрины, взятой в ее чистом виде, превосходящем все возможные формы ее конкретного исторического проявления и предшествующим им. Эта Доктрина в ее чистом виде никогда не была достоянием масс, но всегда имела "внутренний", "элитарный" характер.

Итак, осознав невозможность позитивного действия, ведущего к полноценному и тотальному возвращению к нормальной и традиционной системе ценностей, признав невозможность органического и последовательного упорядочивания личного существования в атмосфере современного общества, в окружении его культуры и его нравов, остается выяснить, где тот предел, до которого можно оставаться внутренне незатронутым разрушительными и прогрессирующими процессами деградации внешнего мира? Остается также выяснить, что на современном этапе — этапе, в конечном счете, переходном — можно принять в качестве свободной формы поведения, которая, не будучи анахроничной внешне и позволяющей человеку принимать и осваивать определенные авангардные аспекты современных идеологий, стилей и норм, позволяла бы вместе с тем сохранять внутреннюю верность совершенно иному духу, нежели дух современного мира?

Этой группе "обособленных людей", верных Традиции даже в современном мире, можно было бы предложить руководствоваться старой формулой — "лучший способ атаки — нападение". В данном случае это означает, что необходимо подтолкнуть, что падает, что уже пошатнулось, что принадлежит вчерашнему миру, а не поддерживать и искусственно продлевать отжившее. Только подобная тактика ведет к тому, чтобы перехватить инициативу финального кризиса цикла и не уступить ее самим силам распада и разложения. Рискованность такой позиции очевидна, поскольку неизвестно, за кем при этом окажется последнее слово. Но в современную эпоху не существует ничего, что не представляло бы собой опасности. Для тех, кто остался в вертикальном положении, это может быть единственное преимущество нашего времени.

Из всего сказанного следует выделить следующие основные идеи:

Необходимо уточнить действительный смысл того современного кризиса и того процесса распада, на которые многие сетуют сегодня, и показать, что действительным и непосредственным объектом разложения являются именно буржуазная цивилизация и буржуазное общество. Если сопоставить эту цивилизацию и это общество с эталоном традиционных ценностей, они сами окажутся ничем иным, как прямым отрицанием мира Традиции, предшествовавшего им и неизмеримо превосходившего их в ценностном отношении. Из этого следует, что сам кризис современного мира мог бы в данном случае рассматриваться, как "отрицание отрицания" (если использовать гегелевское выражение), и в итоге — как своего рода позитивное явление. При этом существует две перспективы: либо это "отрицание отрицания" выльется в "ничто" — "ничто", которое хлынет многообразием форм хаоса, разложения и бунта, характерного для многих последних поколений, или же это отрицание создаст для людей, о которых здесь идет речь ("обособленных людей" — прим.пер.), новое свободное пространство, которое могло бы стать предварительным условием для грядущего созидания.

Re: Традиция

Добавлено: 26 янв 2010, 14:07
Игорь Ладов
Эвола интересный автор. Вопрос тут ещё в том, что он называет Традицией? Я не так много его читал, не могу сказать что встречал очень чёткую формулировку. Вот, например, такое разъяснение:

«Силы космоса против сил хаоса, где первым соответствует все связанное с формой, порядком, законом, духовной иерархией, традицией в высшем смысле, а вторым - разрушительные, подрывные, вырождающиеся идеи, стремящиеся к торжеству низшего над высшим, материи над духом, количества над качеством.» «На смену цивилизации, управляемой духовными вождями и священной монархией, пришла цивилизация, возглавляемая простыми аристократами-воинами; последняя, в свою очередь, была вытеснена - прежде всего, в своей династической форме - цивилизацией третьего сословия, и окончательно стадией является победа четвертого сословия, коллектива. Таким образом, тщательный анализ этого процесса свидетельствует о том, что современный иудаизм как сила неотделим от капитализма и финансов, которые, несомненно, являются отличительной чертой цивилизации третьего сословия. То же самое относится и к современному масонству: оно идейно подготовило и поддержало пришествие третьего сословия и сегодня предстает в качестве хранителя принципов философии Просвещения и французской революции, доктрин, ставших своего рода светской религией современной демократии, продолжая свое наступательное действие то в открытую, то исподтишка. Но все они всего лишь часть того, что должно последовать в дальнейшем. На смену этой стадии, т.е. демократической и капиталистической цивилизации, должна прийти последняя коллективистская фаза, которая станет основной движущей силой мирового разрушения и в этот последний период логически не вписываются ни иудаизм, ни масонство. Более того, основное течение может даже обернуться против них, как последних пережитков, нуждающихся в устранении. («Люди и руины»)

Вы привели очень хороший отрывок. Действительно, и согласно моих взглядов современность это не развитие (как полагают не то чтобы большинство, а почти все), а деградация и вырождение. О чём я уже не раз высказывался. Человек аристократического типа, имеющий настрой на созидательные ценности встречается среди людей всё реже и остаётся в одиночестве среди непонимающего его большинства. Могут сказать, что такое положение было всегда и приходилось искать Людей с зажженным днём фонарём и в античные времена. Однако люди аристократического типа мышления видят ясно, что положение с этим постоянно ухудшается. Недавно я прочитал книгу о декабристках. При всём моём отрицательном отношении к декабристам, при том, что можно увидеть в действиях этих женщин, последовавших за мужьями, не только светлые мотивы, сам дух отношений между людьми того времени, который был тогда возможен, кажется в свете современности чем-то инопланетным. Люди становятся век от века мельче.

Возникает вопрос, как оставшимся редким людям вести себя в этом мире? Эвола, в приведённом вами отрывке, по-ницшевски предлагает подтолкнуть:

«Этой группе "обособленных людей", верных Традиции даже в современном мире, можно было бы предложить руководствоваться старой формулой — "лучший способ атаки — нападение". В данном случае это означает, что необходимо подтолкнуть, что падает, что уже пошатнулось, что принадлежит вчерашнему миру, а не поддерживать и искусственно продлевать отжившее. Только подобная тактика ведет к тому, чтобы перехватить инициативу финального кризиса цикла и не уступить ее самим силам распада и разложения. Рискованность такой позиции очевидна, поскольку неизвестно, за кем при этом окажется последнее слово. Но в современную эпоху не существует ничего, что не представляло бы собой опасности. Для тех, кто остался в вертикальном положении, это может быть единственное преимущество нашего времени.»

Вариант такого поведения мной не раз обдумывался, отделение лучших людей в «Как исчезнут люди», что должно бы усилить разлагающие процессы в большинстве, это в общем путь в том же направлении.

Ещё бы я задал вопрос, а стоит ли вообще особенно переживать, что человечество мельчает? Так ли плохо, если на Земле образуется некий вид, похожий на колонии муравьёв, который строит технику, прокладывает дороги, развивает энергетику и т.д. чем изменяет вид планеты из дикого положения в более пригодное для обитания сверхчеловека? Конечно, тут не плохо бы более высокому разуму как-то контролировать этот процесс, чтобы, например, «муравьишки» не закидали друг друга атомными бомбами. Но в целом то эта тенденция измельчания людей имеет и положительные стороны.

Re: Традиция

Добавлено: 28 янв 2010, 00:16
Matigor
1. Я как-то больше на Генона ориентируюсь - наверное, они с Эволой друг на друга повлияли, даже в словоупотреблении. Традиция в моем понимании - это сущностное ядро всех религий от языческих до современных псевдорелигий; ядро же заключается в примате духовности над материальностью, чести над меркантилизмом и шкурничеством (хорош ваш пример с женами декабристов). Но что такое духовность? По-моему, понятие неопределимое, его можно только ощущать каким-то шестым чувством, говоря образно; оттого-то обыватели просто не понимают о чем речь и путают духовность с посещением церкви, нравственными богоугодными делами и прочим (тем, что являет собой лишь материальные воплощения духовности).

2. О муравьях. Понимаете, Ладов, если вы рассуждаете о никчемных людях как о муравьях, сугубо с утилитарных позиций (т.е. водитель автобуса ценен мне как средство движения автобуса), то вы еще не вполне прониклись духовностью. Безусловно, высшим людям следует отделяться и не строить иллюзий в отношении налаживания полных контактов с низшим - качество такого контакта всегда будет ущербным. В этом смысле мы в осознании реальности вполне можем смотреть на них как на муравьев или одомашненный скот или детей и при осознании ограниченности возможностей контакта, т.е. контакта лишь по ряду вопросов (мирского в основном характера). Однако я принципиально буду настаивать на том, что и есть неискоренимая общность между нами и ними, а потому и у них есть потенция приобщения к духу. И, как я люблю приводить образ взгляда из бесконечности, разница с абсолютных позиций (Бога, божественности) пренебрежимо мала.

Re: Традиция

Добавлено: 02 фев 2010, 11:20
Игорь Ладов
Matigor писал(а):Но что такое духовность? По-моему, понятие неопределимое, его можно только ощущать каким-то шестым чувством, говоря образно; оттого-то обыватели просто не понимают о чем речь и путают духовность с посещением церкви, нравственными богоугодными делами и прочим (тем, что являет собой лишь материальные воплощения духовности).
Неопределимое понятие? Да, действительно не просто тут с определением. Но я могу назвать общее свойство всего духовного, это направленность в бесконечность. Если вы возьмёте любое проявление мысли и дела, которое можно назвать духовным, рассмотрев его, увидите и направленность его в бесконечное. И это притом, что жизнь человека ограничена. Заметьте, высшая любовь клянётся в бесконечном чувстве, дружба также. Высшая любовь как бы спущена на землю с небес, она не может понять, почему любимый человек умирает. Честные, справедливые, благородные поступки, иногда и самопожертвование, часто совершаются не ради выгоды, а ради ценностей как бы стоящих над временем. Религиозное чувство к Богу видит Бога бесконечно существующим. Следовательно, всё духовное имеет стремление в бесконечность. Низкий же поступок или мысль, как правило, ориентированы на сиюминутное удовольствие, здесь у людей главенствует мысль «мы всеравно умрём», низкое как бы тянет в могилу, в прах. Следовательно, духовное это то, что утверждает бесконечность бытия, бездуховное и низкое то, что тянет к небытию.

Таким образом, вопрос о духовном и бездуховном, можно сказать, имеет прямое отношение к вопросу об основном вопросе философии (что мы обсуждали в отдельной теме), который я определил как «быть или не быть» по отношению ко всему сущему.

Re: Традиция

Добавлено: 02 фев 2010, 20:47
Matigor
Очень хорошо написали. Не знаю, что и самому написать толком...
Во всяком случае ваше определение надо обмозговать, может быть даже, с позиций адвоката дьявола.

И все-таки у меня инстинкт на то, что дать дефиниций не удастся - я тут агностик :)
"Направленность на бесконечность" - это неплохо и довольно точно, но ведь с тем же успехом можно заменить "бесконечность" на "абсолютность" - ведь не понимаете же вы бесконечность математически?
О связи с бытием. А что означает "быть"? "быть" в смысле "жить", а не влачить существование?

Но попытка хорошая, что и говорить. Соответственно возникают вопросы:
может ли быть духовной направленность на конечное и/или сиюминутное?
обязательно ли духовность добра? В том смысле, что может ли злой человек быть более духовным, чем добрый простак? (т.е. духовность совпадает ли с моральностью?) - это я уже вопрос достал из собственных закормов :)
всегда ли направленность на смерть и разрушение бездуховно? Ср. Христос - "в три дня разрушу этот храм"

Re: Традиция

Добавлено: 04 фев 2010, 15:41
Игорь Ладов
Спасибо, Матигор, я вашу похвалу всегда ценю.
Matigor писал(а):О связи с бытием. А что означает "быть"? "быть" в смысле "жить", а не влачить существование?
Я имею в виду то, что писал ещё в «Мировоззрении»:

«Настоящее время следует считать переходным периодом от "Ничто" к совершенному "Вечному Бытию". Итак, Вселенная в своём развитии стремится к состоянию совершенного "Вечного Бытия".»
«"Вечное Бытие" не может быть не чем иным, как вечными красотой, гармонией и счастьем, поскольку эти понятия определяют совершенство, и значит, прочность и устойчивость, вечную устойчивость.»


Вот на это-то предстоящее «Вечное бытиё», на мой взгляд, и направлена духовность. Люди, однако, по-разному представляют его, а то и не представляют, а просто предчувствуют. Собственно, религиозные версии рая, или какие-то утопии, это в некоторой степени отзвуки «Вечного бытия». Это как музыка, едва слышная издалека, словно из-за горизонта, когда толком сложно различить и мелодию. Поэтому каждый слышит её как-то по-своему, каждый по-своему искажает.
Matigor писал(а):
И все-таки у меня инстинкт на то, что дать дефиниций не удастся
Ну не знаю, на мой взгляд, вполне годится на определение то, что я предложил выше: «духовное это то, что утверждает бесконечность бытия, бездуховное и низкое то, что тянет к небытию». Конечно, к такому определению могут понадобиться разъяснения, но это ведь обычное дело для определений.

Matigor писал(а):Соответственно возникают вопросы:
может ли быть духовной направленность на конечное и/или сиюминутное?
обязательно ли духовность добра? В том смысле, что может ли злой человек быть более духовным, чем добрый простак? (т.е. духовность совпадает ли с моральностью?) - это я уже вопрос достал из собственных закормов :)
всегда ли направленность на смерть и разрушение бездуховно?
Все эти вопросы важные и сложные, но всё это вопросы второстепенные. И их можно разрешить, если быть уверенным в вышесказанном. Я попробую коротко ответить на них.

«может ли быть духовной направленность на конечное и/или сиюминутное?»

Да , если это конечное и сиюминутное служит вечному, то есть, как бы гармонирует с ним, является его частью. Ведь вечность состоит из мгновений.

«обязательно ли духовность добра? В том смысле, что может ли злой человек быть более духовным, чем добрый простак? (т.е. духовность совпадает ли с моральностью?)»

Тут ведь вопрос в том, что называть добром и злом, в «Мировоззрении» я на этот счёт высказывался в связи с понятиями созидание и разрушение, в частности писал вот это:

«…Отсюда совершенно бессмысленны разговоры о предстоящей победе добра над злом или зла над добром. Задача состоит вовсе не в том, чтобы одно победило другое, но в процессе развития Вселенной добро и зло, принимая различные формы и переплетения, стремятся к одному - достижению своего совершенства и гармоничного отношения друг к другу, к созданию существа, обладающего волей и сознанием, способным жить вечно и преобразовать Вселенную, к созданию Бога. И в Боге, и во Вселенной в состоянии совершенного "Вечного Бытия" будут содержаться и добро, и зло (иначе: созидание и разрушение).»

Поэтому и духовное содержит в себе и созидание и разрушение, то есть духовность может быть не только добра, но, так сказать, воинственна по отношению к бездуховному, она может уничтожать стремящееся и склоняющее к «Небытию», ради утверждения «Вечного бытия».


…Мне кажется, Матигор, что вы запутаетесь в том, что я написал выше, и не поймёте правильно. И сбивать вас будет вопрос, как отличить духовное, которое по определению направлено к вечному бытию, от низкого и бездуховного, направленного к небытию, если само духовное содержит разрушение и может разрушать. Действительно, это вопрос, о который разбивались усилия многих мыслителей, представляю, что когда они задавали его себе у них словно всё рассыпалось в руках… Чтобы было понятно, что разрушение может быть частью вечного бытия и духовного, я предлагаю представить сверхчеловека-бога, организм которого настолько совершенен, что он способен жить бесконечно. Предлагаю не углубляться в вопросы старения клеток, укорачивания ДНК и т.п. А просто представить, что не понятным нам способом, клетки способны бесконечно восстанавливаться без всяких накапливающихся потерь. При этом, как и у человека, часть клеток будет постоянно отмирать. Т.е. внутри этого сверхорганизма будет присутствовать разрушение, но оно не только не будет преобладать над созиданием, но будет служить Бытию. В данном умозрительном примере сверхорганизм содержит в себе разрушение, но сам в целом существует вечно и не направлен к Небытию. И он может разрушить что-то внешнее, что по своей природе низко и бездуховно, и при этом его природа останется вечной, направленной к вечному бытию.

Re: Традиция

Добавлено: 07 фев 2010, 16:43
Matigor
2. Amadeus
год1984 странаСША слоган«...Everything You've Heard Is True» режиссерМилош Форман сценарийПитер Шаффер продюсерМайкл Хаусман, Бертил Олссон, Сол Зенц операторМирослав Ондржичек композиторИоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадей Моцарт, Джованни Баттиста Перголези, ... жанрдрама, музыка
1781 год. Антонио Сальери успешно справляется с обязанностями придворного композитора при Императоре Иосифе II. Когда же при дворе появляется Моцарт, Сальери к своему ужасу обнаруживает, что божественный музыкальный дар, которым он так желает обладать, был отпущен какому-то непристойному, проказливому шуту. Ослепленный завистью, он замышляет во что бы то ни стало уничтожить Моцарта…

Не имея права исказить божественную гармонию ради светской выгоды, он пишет свои произведения в соответствии с тем замыслом, который был в них изначально заложен. Он понимает, что не может изменить даже одну ноту. Возможно именно поэтому Моцарт, а не Сальери становится гениальным избранником судьбы.
Мистична и символична сцена, когда Сальери записывает реквием под диктовку смертельно больного Моцарта. Впервые он понимает, что чувствует сам Моцарт, записывающий свою музыку под диктовку божественного начала. «Он писал музыку, которая уже звучала у него в голове. Страницу за страницей, как будто под диктовку. А музыка! Совершенней ее не существовало. Здесь…звучал голос самого господа Бога». Сальери впервые ненадолго ощущает себя на месте проводника божественного вдохновения, каковым и является истинный гений.
Сколько вопросов возникает во время просмотра этого фильма! Они множатся, наслаиваясь друг на друга, разрастаясь и ширясь, словно река, берущая свое начало из прозрачного и скромного на вид лесного ручья.

http://rutor.org/torrent/10748/amadej_a ... 984-dvdrip


Ладов, вы все правильно говорите, однако давайте разберем частности.
Мой вопрос о соотнесении доброты и духовности сложнее, чем попытка уместить в созидании разрушение ( возможно, потому - что "Злое" и "разрушительное" не точные синонимы; садист молится о жизни жертвы, он ее даже может кормить и помогать по жизни, но не перестает мучить ее).

Вот Моцарт и Сальери (плюс туповатый император Франц-Иосиф). Кто из них более духовен?
Император, начисто лишенный слуха, и ни капельки не разбирающийся в музыке
Хладнокровный Сальери, серьезный в музыке, но замышляющий злодейство и единственно из-за "устремленности в бесконечность"
Или Моцарт, творящий музыку, но не ведающий, что творит...

Если о Моцарте, зная вашу галерею, можно сказать, он гений и духовен. То вот кто более духовен - исходящий от злобы Сальери или император, чуждый музыке Моцарта?

Re: Традиция

Добавлено: 08 фев 2010, 11:15
Игорь Ладов
Я этот фильм смотрел, и написал как-то о нём в теме «Новости культуры»:

«Посмотрел фильм «Амадеус» Милоша Формана (Milos Forman), фильм далеко не новый, но я раньше не смотрел, или, может, только отрывки. Отвратительное впечатление. Хотя вроде бы фильм снят профессионально. Но Моцарт показан похожим на дурачка, сюжет весь какой-то надуманный, а Сальери вообще выдвинут на первый план. Он, кстати, и в титрах в конце фильма перед Моцартом. Даже и не совсем понятно становится, на чьей стороне симпатии авторов фильма. В общем, неприятное впечатление. Если берешься снимать фильм о гении, тут надо несколько раз подумать.»

viewtopic.php?f=3&t=19&start=20

Мне этот фильм рекомендовал один знакомый, очень расхваливал. Я купил дорогое DVD издание, но фильм меня настолько возмутил, что я потом подарил диск этому знакомому. Поэтому предлагаю ваш пример рассматривать вне рамок этого фильма, ну и само собой вне рамок исторической правды, ведь толком никто не знает, что там было между Моцартом и Сальери. Я не верю в такую трактовку: «Моцарт, творящий музыку, но не ведающий, что творит...». Гениальность всегда связана с высоким самосознанием. Потому-то «писать под диктовку божественного начала» не может всякий.

Ваш вопрос можно поставить так: кто более духовен, завидующий и вредящий гению или просто безразличный к нему? В общем-то, они оказываются оба низкого духовного уровня. Однако, активно вредящий, мне кажется, с большей вероятностью более низок духовно.

Matigor писал(а):садист молится о жизни жертвы, он ее даже может кормить и помогать по жизни, но не перестает мучить ее.
Да, это хороший вы пример привели, такое действительно возможно. Вообще, если разделить все отношения в человеческом обществе на садо-мазохистические и, назовём например, жизнеутверждающие, то первых, я думаю, окажется больше. Этот довольно жутковатый вывод о человечестве показывает человечество очень низким с духовной точки зрения образованием. И легко увидеть, что положение именно такое. Всегда пример большой любви, преданности, честности, порядочности – в человеческой культуре есть некое исключение, редкость, которая становится предметом поэтических или литературных произведений и т.п. так что можно усомниться, бывают ли они вообще. Всмотревшись в будничные человеческие взаимоотношения легко видно что всюду люди мучают друг друга, всюду мелкие уколы, грубость, зависть, стремление навредить, унизить и, с другой стороны, страдания от обид, переживания от недружелюбия, унижения и т.д. То есть это очевидно садо-мазохистические отношения. Всё это перемешано и с жизнеутверждающими отношениями, но их, на мой взгляд, явно меньше.

В общем… Духовности среди людей не уютно. Если эволюция продвинется дальше, может быть, духовность обретёт лучшее пристанище.

Людям «Традиции», людям духовным не плохо бы в этой среде обмениваться опытом выживания. В этом смысле хорошим примером являются «Афоризмы житейской мудрости» Шопенгауэра. Хорошо бы собрать банк с такими произведениями или отрывками и афоризмами на эту тему. Он был бы полезен, даже если б мнения собранные в них были бы разными.

Re: Традиция

Добавлено: 28 фев 2010, 16:58
Рустам
Пример появления традиций...
Клетка, в ней сидит 5 обезьян. Посередине стоит стул, на который надо встать, чтобы сорвать с веревочки банан. Через пару минут после того как банан повесили самая наглая обезьяна начала тянуть за веревочку, которая подводилась к шлангу с ледяной водой и, после того как за веревочку потянули всех обезьян обдало ледяной водой. Через некоторое время следующая макака полезла за тем же бананом и опять всех облило ледяной водой. И так произошло еще раз. Через некоторое время четвертая макака потянулась за бананом, но другие макаки ей не позволили потянуть за веревку. Ту макаку, которая тянула первой убрали из клетки и посадили новую, которая "не в теме", и она сразу же потянулась за бананом, и, естественно, ей за веревку дернуть не позволили другие макаки. через некоторое время поочереди заменили всех макак, которые знали, почему нельзя дергать за веревку с бананом, и выключили воду. каждый раз, когда новая макака хотела дернуть ее останавливали... так этот банан там и провисел, пока его не убрали. Вот так склабываются традиции. В те времена, когда их принимали, все и каждая их традиций были актуальны и имели смысл. После того, как они потеряли смысл, они стали догматом... Сказать по этому поводу я могу только "Бог мертв" (старое себя отжило) и "Падающего - подтолкни" (надо помочь ему кануть в лету) :) всеме здрасти.

Re: Традиция

Добавлено: 05 мар 2010, 02:48
Matigor
ну что могу сказать, не понимаете вы Генона, не хотите, хотите зубоскальничать...
где-то у Генона была статья о таком вот поверхностном и ложном понимании Традиции