Гордость и смирение

Re: Гордость и смиренье

Сообщение Matigor » 01 мар 2010, 07:33

Смиренная гордость или гордое смирение? Выбираю первое.
Пример преподавателя я приводил как иллюстрацию, ибо, например, смирение перед Богом - красиво сказано, но что это такое?
Поэтому я бы подошел с психологической точки зрения (кстати, Рустам ненароком отметил одно свойство гордости - гневливость), со стороны чувств.

Смирение - это подчинение неприятному. Оно сопровождается неким чувством скорби (кстати, в определениях Ладова-Ожегова что-то такое мелькнуло) и сожаления.
Оттого, что я хочу сделать вот так-то, но осознание некоторых вещей (давления обычаев общества, других людей, обстоятельств - то, из-за чего мы идем на компромиссы; либо базовых идей и представлений о Боге и чести) заставляет нас делать противоположное.
Как вам такое определение?

Можно дать и такое.
Смирение - это насилие над собственной волей.

Кстати, по теме вспомнилось - М. Экхарт "О нищете духа"
Все великое начинается незаметно
Аватара пользователя
Matigor
 
Сообщения: 191
Зарегистрирован: 11 апр 2009, 08:15
Откуда: Khimki

Re: Гордость и смиренье

Сообщение Игорь Ладов » 01 мар 2010, 11:31

Matigor писал(а):смирение перед Богом - красиво сказано, но что это такое?


Вы же здесь первый об этом упомянули, а теперь спрашиваете? :)


Matigor писал(а):Смирение - это насилие над собственной волей.


Ну, это сразу напоминает о самобичевании и ношении вериг в христианстве. Это не вызывает моей симпатии. Хотя, думаю, в христианстве были люди, толковавшие смирение более благородно. И если уж говорить об истинном или подлинном смирении перед Богом, то под этим, думаю, надо понимать не насилие над собственной волей, а прочувствование и понимание благости божественной воли (если предположить что Бог есть или будет) и добровольное и радостное исполнение этой воли. Вот это можно было бы назвать истинным смирением. А то о чём говорите вы это самоунижение. Наверное, в связи с широким пониманием слова смирение, такое самоунижение кто-то назовёт смирением, но вряд ли можно это назвать истинным смирением.

Исходя из положительного понимания слова смирение, неправильно было бы называть смирением участие в каких-либо бесчестных, несправедливых делах, принятых в обществе. Поскольку тогда получилось бы смирение с бесчестностью и несправедливостью. Это значило бы прикрывать красивым словом свои некрасивые дела. Либо иначе надо принять, что слово смирение само по себе не значит что-либо положительное или отрицательное, и может обозначать и хорошее и дурное.
Здесь и сейчас
Аватара пользователя
Игорь Ладов
Администратор
 
Сообщения: 806
Зарегистрирован: 09 апр 2009, 13:36

Re: Гордость и смиренье

Сообщение Matigor » 04 мар 2010, 01:17

Смирение перед Богом.
Допустим, так. исполнять некие христианские ритуалы (самые важнейшие), не обязательно канонически, связанные со Христом и ПАМЯТЬЮ о Нем. Ведь вполне возможно, что это был воплотившийся Бог. Либо на публике креститься, если крестится народ, не потому даже, что веришь в Христа (ты можешь даже считать евангелие выдумкой, как и всю христианскую парадигму), то только чтобы не ввести в искушение простых людей неверием - ведь для Бога важно, чтобы в него верило, пусть и криво, как можно больше людей.
В своих действиях учитывать личные интересы Бога в меру своего их понимания.
Уже фантазируя и обостряя вопрос, вообразим. Представим, что перед вами явился ангел или даже сам Бог (и пусть вы неопровержимо знаете, что это Бог). И пусть он вам велит сделать что-либо не противоречащее божественности, хотя и кажущееся абсурдным (Библия кстати часто злоупотребляет этим). НУ вот допустим, рано утром пойти на улицу и кинуть на дорогу в сугроб (в определенное место), но чтоб видно было, кошелек со всей месячной зарплатой и бумажкой со словом "канава". Сделаете?

Насчет вериг и самоуничижения - Ладов, я не вижу, как это связано с насилие над собственной волей. Наоборот это потворствование своей похоти находить удовольствие в страданиях
Все великое начинается незаметно
Аватара пользователя
Matigor
 
Сообщения: 191
Зарегистрирован: 11 апр 2009, 08:15
Откуда: Khimki

Re: Гордость и смиренье

Сообщение Игорь Ладов » 05 мар 2010, 10:45

Матигор: «Ведь вполне возможно, что это был воплотившийся Бог.»

Не вижу оснований так полагать. Все говорит об обратном.


Матигор: «ведь для Бога важно, чтобы в него верило, пусть и криво, как можно больше людей.»

Почему вы так думаете? Не вижу оснований так считать. Можно подумать, что его существование зависит, от того верят ли в него люди.


Матигор: «Представим, что перед вами явился ангел или даже сам Бог (и пусть вы неопровержимо знаете, что это Бог). И пусть он вам велит сделать что-либо не противоречащее божественности, хотя и кажущееся абсурдным (Библия кстати часто злоупотребляет этим). »

Мне кажется, людям неправильно гадать о таких ситуациях. Во-первых, это значило бы человеческим умом пытаться моделировать божественный разум. Во-вторых, это было бы актуальным, если такие случаи были в реальности, но мне о них не известно. Из библейских историй мне вспоминается история с Авраамом, которому якобы Бог сказал пожертвовать сыном. Явно выдуманная человеком история, как, собственно, и всё в Библии относительно непосредственных или переданных через пророков слов Бога. Люди пытаются думать о Боге в силу их собственной высоты или низости.

Вообще же, если, как я думаю, Бог появится в ходе продолжающейся эволюции, мир будет постепенно преображён. Если сейчас он состоит как бы из воль часто сражающихся друг с другом, то тогда одна божественная воля будет как бы пронизывать весь мир, приводя в соответствие с собой все остальные воли. И это будет не просто так, что одна воля подавила другие. Само качество божественной воли будет отлично от прежних. Это будет воля существа, в котором впервые стремление к смерти не имеет преимущества над стремлением к смерти. Это будет принципиально новая воля. И благодаря этому качеству весь остальной мир (состоящий из воль с преимуществом смерти) будет преображён. В настоящее время весь мир как бы пропитан смертью, а тогда он будет пронизан жизнью. Тогда, образно говоря, взойдут цветы, радующие божественный взгляд, а те что неприятны исчезнут. И всё будет вращаться вокруг божественного удовольствия, будут оставаться только те воли, которые приносят радость и удовольствие Богу. Так весь мир станет как бы продолжением Бога, средой полностью ему подчинённой. К этому результату и ведёт теперешняя борьба смертных воль друг с другом.

Я конечно понимаю, насколько фантастически всё это выглядит, эта картина и меня самого удивляет, и мне не всё в ней понятно. Но очень многое заставляет меня полагать такое будущее возможным.
Здесь и сейчас
Аватара пользователя
Игорь Ладов
Администратор
 
Сообщения: 806
Зарегистрирован: 09 апр 2009, 13:36

Пред.

Вернуться в Основной форум

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron