Воспитание и образование

Закрыто
Аватара пользователя
Игорь Ладов
Администратор
Сообщения: 968
Зарегистрирован: 09 апр 2009, 13:36
Контактная информация:

Воспитание и образование

Сообщение Игорь Ладов »

Вначале размещён архив темы из старого форума.

Мои сообщения в архиве подписаны как Игорь Ладов или Ladow.
Здесь и сейчас
Аватара пользователя
Игорь Ладов
Администратор
Сообщения: 968
Зарегистрирован: 09 апр 2009, 13:36
Контактная информация:

Re: Воспитание и образование

Сообщение Игорь Ладов »

Ladow
admin
сообщений: 777
отправлено 26-10-2007 10:58
Завожу эту тему по предложению Матигора.
==========================================================================


taisauti
мастер
сообщений: 711
отправлено 13-10-2007 19:39
Врят ли это кому кроме меня интересно, сегодня мы празднуем 50 лет нашему Университету. Ровно 50 лет назад наш пединститут был преобразован в Университет. Раньше я был уверен, что наш КБГУ (Как Будто Где-то Учился) чуть ли не худший, оказалось, что в большинстве вузов такое же примерно положение. Это как знаете, оптимист уверен, что он живет в лучшем из миров, пессимист боится что так оно и есть.
==========================================================================


Matigor
мастер
сообщений: 869
отправлено 15-10-2007 17:54
Забавно - расшифровка букв. Вот у нас рядом - Московский университет культуры и искусств. А судя по уровню студентов - институт бескультурья.

Джабраил, ситуация похожа на анекдот - дескать, по мнению русского нищего, трава на лужайке у Белого дома вкуснее, чем у кремлевской стены. Или - "хорошо, где нас нет"...
В принципе эо похоже на комплекс неполноценности
==========================================================================


taisauti
мастер
сообщений: 711
отправлено 18-10-2007 19:47
Matigor: "Джабраил, ситуация похожа на анекдот - дескать, по мнению русского нищего, трава на лужайке у Белого дома вкуснее, чем у кремлевской стены. Или - "хорошо, где нас нет"...
В принципе эо похоже на комплекс неполноценности ."

Нет, скорее это комплекс неудовлетворенности. С образованием у нас положение катастрофическое, студенты не знают даже элементарной школьной программы. Оставалась одна надежда, что это только у нас, но когда поездил по вузам, надежда умерла. Я думаю тут только один радикальный выход, резко сократить план приема в ВУЗы, сократить и штаты преподавателей с одновременным повышением зарплаты.
==========================================================================


taisauti
мастер
сообщений: 711
отправлено 18-10-2007 19:49
Да скрипты (кажется это так называется) не проходят, да в общем не в скриптах счастье, а в мыслях.
==========================================================================


Ladow
admin
сообщений: 777
отправлено 18-10-2007 20:09
Как раз только что прочитал статью по поводу реформы образования:

""Реформа" образования: учителя должны отговаривать школьников от поступления в ВУЗы" К. Ладогин.
http://www.cprf.spb.ru/interview/interview.php?id=30

"Настало время переаттестации, и отправился я на курсы повышения квалификации учителей. Первая же лекция повергла меня в такой ужас, какой я не испытывал, наверное, с 1993 года. Два хорошо упакованных, очень благополучных человека лет пятидесяти, один профессор, другой кандидат (педагогических наук, разумеется) очень бодро и совершенно серьезно рассказывали вещи, от которых у меня, да и у весьма либеральных в политическом смысле учителей, присутствовавших в аудитории, шевелились волосы на голове…"
==========================================================================


taisauti
мастер
сообщений: 711
отправлено 18-10-2007 22:09
А что за мысли?
==========================================================================


Ladow
admin
сообщений: 777
отправлено 19-10-2007 19:28
А почему не почитаете? Ссылка же есть. :)
==========================================================================


Matigor
мастер
сообщений: 869
отправлено 20-10-2007 10:08
Про реформу образования.
К сожалению, ситуация такова, что никакая реформа не поможет. Нужно менять экономическую структуру самого общества.
Ведь большинство выпускников знают, что приобретенные ими знания немного им реально помогут в жизни, и не помогут не потому, тчо им дают не те знания, а потому что в быту не требуется таких сложных знаний и наукоемкая промышленность умерла. Это - исходный корень проблемы.
А дальше комок. Студенты не хотят учиться (еще у некоторых есть детское любопытство, но оно быстро превращается в серое тупое невнимание - знания уже не котируются). Ведь большинство жаждет практически значимого, а до понимания трансцендентально йценности знаний они просто не доросли (в средневековье монахи днем работали, а ночью постигали тайны Бога, писали математические трактаты... современность такое времяпровождение не приемлет).
Студенты не хотят учиться, часть преподавателей енквалифицирована и по культурному уровню недалеко ушла (старые кадры еще как-то развиты).
Повышение зарплаты не отменит низкого статуса.

Джабраил, вы фактически поддерживаете реформу Фурсенко. В принципе я того же мнения, что и вы касательно ВУЗов, но я считаю, что этот переход должен быть очеьн плавным, растянутым хотя бы на 10-20 лет - просто нужно подождать, когда сами собой эти преподаватели вымрут.

КТо идет в преподаватели? Либо законченные неудачники, не нашедшие приработка (и таковыми их расценивают студенты, и потому и уважения никакого нет), либо люди, по складу характера подходящие (скажем, как низшая ступень ученых).
==========================================================================


taisauti
мастер
сообщений: 711
отправлено 20-10-2007 21:49
Matigor. В целом согласен. Только добавлю. В ВУЗы часто идут люди с нездоровыми амбициями. Парадоксально, но это факт, несмотря на катастрофическое падение престижа. Раньше ПТУ называли Помогите Тупому Учиться, а я назову ВУЗ, помогите тупому преподавателю остепениться. К тому же упоение своей властью над студентами (интересно это можно обосновать как порчу "воли к власти"? Мы как то, подобную проблему обсуждали). Да и мздоимство не последний стимул. Кстати, 5 век до н.э. в Греции, когда процветали софисты (платные учителя ложной мудрости) не аналогичен? Шпенглер бы точно ухватился за эту аналогию.
==========================================================================


Matigor
мастер
сообщений: 869
отправлено 22-10-2007 13:04
а) об упоении властью. Вы знаете, Джабраил, когда я начинал, такие чувства были - что ж тут таить. И я думаю, для людей низшей касты (по Ладову) они действительно как-то компенсируют их униженный социальный статус. Но потом рутина наступает и этот кайф убивает. Да и потом, реально, у преподавателя нет рычагов влияния на студентов. Главное, чтобы приличия соблюдались - чтобы он не говорил им в глаза - "вы тупые идиоты", а они ему - "а ты неудачник".
б) как на Кавказе распространено мздоимство? вот вы про преп. вашей кафедры сколько человек можете назвать мздоимцами?
Кстати, я бы пересдачу зачетов сделал бы платной.. разв енаша вина, что тупой ленивый студент приходит не подготовленным или вовсе не приходит на зачет... но тут руководство вуза быстренько соображает, что узаконить это нельзя - обвинят в злоупотреблениях
в) Софисты. Тут есть такая параллель. Возмодно вы правы.
Но у нас есть конкурент - ТОКШОУ на ТВ.
==========================================================================


taisauti
мастер
сообщений: 711
отправлено 22-10-2007 19:36
Я работаю в двух вузах Нальчика. В Северокавказском гос. институте искусств, там не берут вообще, не принято как-то с момента основания ВУЗа (15 лет). В КБГУ берут, но меньше чем в других вузах, вернее реже, но помногу, но те кто берет высоко. Я знаю точно лишь про 2-3. Есть скрытая форма (репетиторство и написание диссертаций, дипломных, контрольных) - таких много.
Кстати именно по этой причине сейчас как раз московская комисия, мы все эти дни только тем и занимаемся, что натаскиваем студентов на тестах через интернет, даже занятия неофициально отменили.
У нас другая беда кумовство, нельзя никому отказывать, будет обида, особенно родственикам (пережитки родового строя).
Кстати в официальном рейтинге ВУЗов, КБГУ занимает 10 место в России и 2 в ЮФО, ерунда конечно, но цифры вполне официальные.
==========================================================================


Matigor
мастер
сообщений: 869
отправлено 22-10-2007 21:47
У нас в МИЭте про одного преп. рассказывают, что брал натурой - т.е. запчастями в ПК (ну там СД-привод)... :))
ЧТо касается МГУКИ, то вроде бы нет такой традиции - случаев не знаю (скорее всего, если и есть, то платники)
Ну а в принципе у меня были случаи, когда студенты, кто очень боялся незачета, приносили конфеты и алкогольные напитки. Скажем, одна дама, зав. отделения, говорила одной открытым текстом - "Я люблю пирожки, учтите"..
один смешной случай был. Года четыре навернео назад.
По возратсу - бывший школьник, думает, что поставлю незачет. На всякий случай принес, кажется, коньяк или .. не помню. Так вот когда он с группой сдавал, я четко видел, что 3 можно ставить. Ну коньяк все ранво выпил :)))

Так что на самом деле про себя скажу, что никого специально не топлю, и считаю, что в безнадежных случаях, когда человек ничего не знает и скажем занят, или когда он сдает зачет не в урочное время (недавно летом в августе мне один сдавал на улице), можно неявно "попросить" (или они догадаются) - ну не ставить же ему незачет, а ставить нормально рука не поднимается - вот пусть и оплачивает "натурой".

Кумовство. Наверное для вас актуально...
МОжет наивный вопрос, а нельзя ли потом протащенному куму сказать - "выучи, а то ты меня позоришь?"
==========================================================================


taisauti
мастер
сообщений: 711
отправлено 23-10-2007 00:04
Я ставлю всем и всегда кто хотя бы ходит. Смысла не вижу при нашей системе, раньше что-то пытался требовать, а сейчас... Разумеется чтобы ответить на 5 и даже 4 от них требуется уже немного попотеть.
Протащенному куму сказать конечно можно и более того поймут ведь... некоторые, немногие, люди то ведь разные, один объективный папаша, сказал например моему однокласнику, что ты даже не поступишь, а он красный диплом ему принес. Но чаще наоборот, мой самый самый, его тащить не нужно, только не вали, тогда он на пять точно ответит (его намек понятен).
К тому же Вы и сами все объяснили, виновата система. Разве позор не разбираться в том, что тебе и так никогда не пригодится? А вот без диплома позор, не по статусу.
==========================================================================


Matigor
мастер
сообщений: 869
отправлено 25-10-2007 12:34
Тут лишь бы не перебарщить.
Понимаете, если система образования существует (и существует веками), то значит она несет в себе какую-то функцию.
а) знания. Минимум знаний должен быть. Вот ко мне в колледже ходит один студент (ммм.. окончил 9 кл., 2-й курс), пытается сдать математику - но он даже не умеет умножать и тем более делить столбиком. Конечно, возможно тут проблемы с психиатричесикм здоровьем. А беда в том , что в школе его не учили ничему, тчо все говорят "тебе это не пригодится" - вот и докатились.
Предполагаю, что и литераторы, например, должны оскорбляться, если их ученик не знает фамилий Пушкина, Лрмонтова и Достоевского.
так что функцию "впихивания" "понаслышке" каких-то верхов знаний образование выполняет.
б) развитие ума.
Надеюсь понимаете отличие от знаний. Научение любому предмету - это прежде всего гимнастика для ума. Именно это различает человека от обезьяны. Именно это в нем божественная часть (не отрицая весомости остальных). Почему в школе на уроках литературы учат стихи? Не просто потому, что это написал пушкин и пр., а потому, что мозг учится запоминать... а ведь на самом-то деле, если школьник-двоечник пошел работать в магазин (как встарь - теперь-то законодательство воспрещает детский труд), то его память развилась бы столь же хорошо, как и у отличника (попробука-ка запомни названия и цены товаров).
в) дисциплина.
Приучение к непотворству животным началам. В разумной степени это хорошо.
Но студенты, зная о фактическом бессилии преподавателя, ничему не учатся, на лекциях болтают и прочее. "Обезьяничают". МЫ должны быть благодарны адской работе школьных учителей, которые пытаются приструнить зверенышей. В этом мне видятся начала этики.

Ладов, просьба, перенесите эту часть ветки в отдельную тему "Воспитание о образование"
==========================================================================


taisauti
мастер
сообщений: 711
отправлено 26-10-2007 02:29
Matigor. Очень важная тема и я тоже думаю, что она заслуживает отдельного топика.
Знаете, я потому и на этом форуме, что есть Ладов или Matigor и не только, которым не все равно и мне не все равно, честное слово. Я отвечаю за каждого студента, который проходит через меня, болею за него, боюсь когда у него сесия, тем более что в нашем карманном институте это не сложно, где на курсе всего не более 100 студентов и где все на виду и где я у всех на виду. К тому же, там же все художники, музыканты и пр. конечно не все гении, но не считаться с этим нельзя. Но все бедные, кроме детей разных народных артистов. Кстати Катя Лель то же к сожалению в нашем институте училась.
Насчет студентов, сегодня сдавали как раз русскую философию и кто-то назвал в качестве философа Л.Н.Толстого, в принципе верно, но я спросил (в группе 37 человек) что он написал? Половина назвала только "Войну и мир", двое "Ану Каренину" и никто ничего более, а ведь специальность соцработа.
По поводу гимнастики для ума скажу, что во всяком случае у меня так и было, думал, решал, пытался понять и вместе с этим то, что пытается понять тоже развивалось.
И все-таки чем я больше бил в глухую стену, тем больше убеждался, что тот кто идет к знаниям, пойдет еще дальше с моей в том числе помощью, а кто не идет, того и не заставишь ничем в нашей системе, где 1.круговая порука, 2.никому ничего с такой зарплатой не нужно, 3.знания все равно ничего не дадут
И последнее, насчет дисциплины, тут та же история, с иными демократничаешь, а они все равно ходят исправно и все записывают, а другие, только на жесткие меры могут както реагировать. И это еще мне повезло, говорят с юристами вообще сладу нет, все чьи то дети, говорят изначально был самый денежный факультет, а теперь никто не хочет там вести часы, себе дороже. Тут что важно, воспитание это в основном до 17 лет, а к нам приходят сложившиеся, впрочем конечно, я в конец испортился уже в ВУЗе, но может все таки не совсем?
Здесь и сейчас
Аватара пользователя
Игорь Ладов
Администратор
Сообщения: 968
Зарегистрирован: 09 апр 2009, 13:36
Контактная информация:

Re: Воспитание и образование

Сообщение Игорь Ладов »

Matigor
мастер
сообщений: 869
отправлено 27-10-2007 12:46
1. Насчет знаний.
Можете посмотреть на тему математики (писал для конференции по философии, обидно что вторые тезисы не приняли) - http://mivmiv.narod.ru/Math/MathInEducation.html

2. Гимнастика ума.
Это вот уже на тему присущей человеку изначально лености (в принципе можно поговорить еще о биологическом значении). Нужен кнут, чтобы дитя что-то начало делать, угроза двойки (хотя они уже этого похоже не бояться). Тут пряник и апелляция к тезису о гимнастике ума не проходит.
Ведь даже такое простое занятие, как умножение чисел, требует напряжение внимания и интеллекта. Сообразно, если таких упражнений не делать, то человек превращается в скотину, которая уже просто не приучена и потому уже не способна к длительному напряжению. Вот как-то делать мне было нечего, скука, решил вспомнить занятия пятилетней давности - чат. Зашел, там толкутся всякие малолетки и студенты. Ненароком задал вопрос, на который нужно подумать. На меня обругались, я спросил почему, мне объяснили - "дескать извини, я не хотел... просто ты меня напряг" - собственно так не по злобе, а просто потому что у человека необходимость подумать вызывает интинкстивное физиологическое отвращение. В самом деле, так и у нас, "гигантов мысли" - уж вроде натренированы, а все равно тот же Кант писал о мизиологии (отвращение к разуму) - действительно, для мало мальски серьезной работы по философии нужно подумать и действительно после этого стоит отдохнуть. Даже нам... что уж говорить о молодежи, которая после 30 минут лекции уже полностью (так говорит медицина) отключает ум (а то и раньше).

3. Дисциплина. Вы совершенно правы. Многое зависит от группы.
И честно говоря, жалко, например, двух человек в группе, которые готовы воспринять сказанное, но им мешают штук десять шумящих и в общем беснующихся.
И действительно, к нам приходят люди, уже сформированные нашей школой, и их отношение уже трудно переделать. По мне было бы проще, если бы этих десять выгнал, поставил бы зачет и катились бы куда подальше - но тогда и эти двое перестанут учиться....
Я вспоминаю лет 7 назад, когда я вел Экологию. К дате текущего опроса (я делал так - 4 лекции, затем опрос, и цикл повторяется 4 раза) можно было рассчитывать, что хотя бы 50% выучат хоть что-то. Но теперь в этом колледже такую сисетму введешь - себе дороже будет, никто к моменту опроса ничего не выучит и на самом деле окажешься в дураках и дураком. Хорошо хоть, что предмет этот с меня сняли, оставили "Информатику" - с ней попроще.
Джабраил, а вы заметили такое явление, которое крепчает с каждым годом - наглость? Хамят не только молодым преподавателям, но и старым (тут конечно зависит от "харизмы", есть преподаватели, которые умеют создать вокруг себя ореол строгости - им проще, но мне кажется, с этого момента начинает порча характера самого человека). У меня есть кое-какие оббъяснения этому, но хотелось бы что-то от вас услышать. Кстати, я думаю, вы согласитесь с таким тезисом, проверенным многократно и имеющем характер закона:
"Чем меньше знает студент, тем он наглее".
==========================================================================


Matigor
мастер
сообщений: 869
отправлено 27-10-2007 12:49
Довесок. Об отношении.
В двух вузах у нас учится много народу ,поэтому отношение к ним формальное, лишь бы как-то отчитать, побыстрее принять зачеты и прочее. Но в колледже народу мало, и тут возможен личный подход к студенту, здесь душа немного болит...
==========================================================================


Ladow
admin
сообщений: 777
отправлено 27-10-2007 23:21
Я тоже не совсем чужд профессии преподавателя. Довольно давно уже, я некоторое время преподавал в одном среднем учебном заведении. Студенты ничего не хотели учить, я понаставил двоек, совершенно заслуженных. После этого меня вызвало начальство и потребовало двойки исправить. На мои возражения было сказано, что это вина преподавателя, если студенты плохо знают предмет. Вообще возникало два вопроса: кто принял студентов, которые не обладали даже минимальными знаниями и развитием, и как учить, если нет никаких механизмов воздействия на студентов, даже плохих оценок.

Вообще профессия преподавателя, учителя очень трудна. Несомненно, для нормального функционирования образования зарплаты преподавателей должны быть достаточно высоки.

Насчёт реформы образования. Вы, видимо, оба не посмотрели статью, ссылку на которую я дал выше. А зря, там описываются, возможно и несколько однобоко, отрицательные стороны реформы. Моё впечатление от этой реформы такое же, как от всех проводимых сейчас реформ – в целом отрицательное.

Вот моя позиция в этом вопросе. Если бы хотели блага стране, не следовало разрушать советской системы образования, как, кстати, и медицины. И ту и другую область надо было оставить под полным контролем государства и бесплатными. Платные и частные учебные и медицинские заведения надо было разрешить, но ограниченно и под строгим контролем.

Реформы в стране теперь сводятся к следующему. Разрушить всё хорошее, что было в СССР. Пустить пыль в глаза сложными схемами реформирования и "новыми идеями". Взять на Западе какой-нибудь дурной опыт и перетащить к нам. Минимизировать ответственность и функции государства и постараться всё свалить на людей – путь сами разбираются, учатся, лечатся и т.п.
==========================================================================


taisauti
мастер
сообщений: 711
отправлено 28-10-2007 14:54
Matigor.
1. Почитал тезисы, очень интересные данные и вопросы для опроса подобранны правильные. Мне кажется здесь та же история, что и с медициной. Раньше врачами становились лишь избранные, у кого есть талант и развито интуитивное понимание больного (я упрощаю для краткости). Сейчас врачом может стать теоретически каждый и у подавляющего большинства нет такого интуитивного понимания и остается лишь путем множественных анализов давать нужный диагноз. Наука перестает быть творчеством. Современный ученный все чаще превращается в бездарного ремесленика, для которого даже область в которой он работает может быть не совсем ясна, а лишь то, что он делает. Т.е. нет целостного понимания. Нет творческого подхода.
И другой аспект, о котором упоминается, конечно же - это растущие методологические возможности науки, которые не только упрощают работу специалистов, но и многих превращают в некое подобие баранов, способных реагировать лишь на команды пастыря и овчарки.
2. Насчет лени, я согласен, но разумеется бывают и исключения. Многие мои студенты обожают когда я им даю задачи на логическое мышление, ну вроде известной задачки о городе врунов и честных. Т.е. дума тоже бывает разная, некоторая гимнастика для ума может и заинтересовать, разумеется это не решит проблему, но в качестве дополнительного стимула для студентов сгодится. Есть и такое мнение, что лень двигатель прогресса, хорошо организованная творческая лень может даже помочь. Например, мне было лень запоминать многие химические уравнения и я разобрался с методом полуреакций и некоторыми др. закономерностями, что-бы можно было самостоятельно вычислять какие именно продукты реакции будут получены. Но это уже забыто и в прошлом. По поводу отвращения к работе разума, я боюсь что это неистрибимо и часто здесь не поможет ни кнут, ни пряник. Именно поэтому я и писал, что знания не для всех. Трагедия массовой культуры, в том числе и в том, что в общее стойло знаний загоняют и тех, кому там не место. Результат налицо. Программа усложняется, а дети выходят все более и более ограниченные.
3. По последнему замечанию. Полностью его разделяю. Единственное хочу добавить, я эту проблему все-таки решил. На семинары выношу только то, что дал на лекциях. А много ли на лекциях дашь? А больше все равно учить не заставишь. Причем отвечают, пользуясь конспектом. Понимаю, что это полумера, но лучше так, чем никак.

Насчет наглости все верно, к сожалению. И то, что уровень наглости обратно пропорционален уровню знаний. Особено на "блатных" (престижных) факультетах. Тут мне кажется не только порча нравов, но и чисто материальная составляющая. Раньше преподаватели получали относительно неплохо, да и деньги не имели такого веса. Сейчас, преподаватель беднее многих студентов и они считают их ниже себя, поскольку ко всему подходят с денежной меркой. Но не везде так, в Институте искусств например. Там во-первых то же небогатые, во-вторых, чтобы пойти на заведомо неденежную специальность, надо быть не слишком меркантильным. Кстати и биологи долгое время были приятным исключением, но что случилось в последнее время не знаю.
Впрочем, может я ошибаюсь, но мне показалось, что в последние годы ситуация несколько улучшилась. Тут возможно первая волна меркатильных настроений начала спадать и все несколько выравнивается, или недостатки переходного периода 90 постепенно уходят в прошлое. Впрочем, может я принимаю желаемое за действительное?
==========================================================================


taisauti
мастер
сообщений: 711
отправлено 28-10-2007 15:13
Ladow. Разделяю вашу озабоченность. Я не отношусь к тем, кто любит повторять, что раньше дескать и вода была мокрее, но однозначно могу сказать, что уровень образования при социализме был несравнимо выше. А мы даже на ошибках не способны учиться. Чем больше убеждаемся в неэффективности реформ, тем глубже заходим в эту яму.
Я к счастью не имел дела с платными ВУЗами, но наслышан, то, что творится в государственных еще цветочки. Я бы их почти все закрыл. Хотя в принципе, когда рынок созреет для этого, когда будут думать более о престиже ВУЗа, нежели о сиюминутных заработках, может будет и от них толк. Но в любом случае набор должен быть жестко ограниченным. Здесь я полностью солидарен с Ладовым.

На счет пустить пыль в глаза, в нашем Университете это умеют делать лучше многих. Мы кажется первые в стране, еще 15 лет назад, приняли рейтинговую систему оценок. Система бакалавр-специалист-магистр также у нас уже лет 10 как введена. Про эту Болонскую систему вообще не говорю, у нас точно опытный плацдарм всех самых бездарных идей в образовании. Как студент может выбирать того, что читает ему лекцию, если он в принципе с радостью вообще от них откажется? А система, при которой он будет в них заинтересован, как и в знаниях вообще пока принципиально нереализуема. Теоретически есть только одна объективная причина такой реформы, якобы наш диплом признают на Западе. У нас уже выдают такой вкаладыш к диплому, который принят как стандарт в Европе. Это конечно полная ерунда, даже если это у них и принято законодательно (я даже в этом сомневаюсь) все равно никто их не заставит брать на работу таких "специалистов".
==========================================================================


Matigor
мастер
сообщений: 869
отправлено 29-10-2007 21:37
Ладов, я прочитал таки статью. Пару ремарок.
Основная идея реформы, как кажется, - уменьшить общие расходы на образование.
Вторая идея - "нам нужны рабочие" - она в принципе верная. Я боюсь тут перегибов - поспешного сокращения ВУЗОВ, приема в них, и недооценка теоретических предметов. Все-таки никто не отменял "трансцендентальную" основу образования, самоценность знаний и мышления. Но наши чиновники заняты других.
Но согласитесь, очевидно, как далеко нынешнее положение в образовании от теперешнего состояния общества. Реформы нужны, это очевидно.. но реформы невозможны без реформирования всего общества.

У меня тоже был один случай поголовных двоек, но там так решили - они в ведомостях поставят тройки, а я их "не видел". Очень часто ставлю тройки, пятерки у меня обычно 1-2 на группу - кураторы групп кривят рот ("как же вы такому талантливому мальчику поставили 3, он же по специальности на концерты ездит и пр."). В общем система есть система... принимай ее правила, если работаешь в ней.

В Вузе уровень студентов падает. Те, кто идут в колледж - те примерно того же уровня, что и были, может двже чуть получше, но ненамного... Но везде прибавилось одно - стало больше наглости.
==========================================================================


Михаил_В
мастер
сообщений: 217
отправлено 04-11-2007 18:08
МАТИГОР ВЫ пишите студенты плохо слушают,может больще приводить примеров?
==========================================================================


Matigor
мастер
сообщений: 869
отправлено 08-11-2007 17:11
Они по природе своей плохо слушают.
Кроме того, если скажем о математике, мы только этим и занимаемся с ними - решением примеров. Я про себя называю это "тренинг".
Но кто добровольно захочет научится математике?
==========================================================================


taisauti
мастер
сообщений: 711
отправлено 09-11-2007 17:56
Лично я свои занятия давно превратил в постоянные встречные вопросы на сообразительность. Во-первых, подстегивает их самолюбие, стимулируя к самостоятельному мышлению, во-вторых, то что запомнил быстрее забудешь, чем то, что понял.
==========================================================================


Matigor
мастер
сообщений: 869
отправлено 10-11-2007 12:42
Я тоже в этом году попытался строить в виде беседы.
Ведь заставлять их учить что-то по конспектам - безумие.. все равно не выучат.
Но такой способ оказался хуже. Как я сказал, студенты наглы, и в беседе дистанция между студентом и преподавателем сокращается до опасного - уже позволяют себе личные выпады. Так что мягкостью их не пронять, ни к чему хорошему это не приводит. В общем наступил на грабли во второй раз - когда ятолько начинал, тоже допустил подобную ошибку "чрезмерного добросердечия".
ПЛохо забывать, что студент для преподавателя враг.

Так что в следующем году вернусь и усилю старую монологичную догматическую систему.
Здесь и сейчас
Аватара пользователя
Игорь Ладов
Администратор
Сообщения: 968
Зарегистрирован: 09 апр 2009, 13:36
Контактная информация:

Re: Воспитание и образование

Сообщение Игорь Ладов »

taisauti
мастер
сообщений: 711
отправлено 10-11-2007 21:48
Matigor. Знаете я не пойму, уверен, что критерии у нас примерно одинаковые, значит, люди у которых Вы преподаете другие. Я например именно так себя ощущаю только когда преподавал экономистам, говорят у юристов еще хуже (я у них как-то замещал, но к счастью не веду). Но, например в спортфаке, мои студенты. хоть и ничего не знают, но настолько живо и заинтересованно меня слушают, а если учесть, что я тройку ставлю всем, а на большее редко кто из них расчитывает, это уже не просто показуха. Многие конечно на "камчатке" ни чем не интересуются, но реальные вопросы, на которые мне интересно отвечать я слышу не так уж и редко. Особенно мне понравились стоматологи. Вообще медицинский факультет все хвалят, дело в том, что хоть там учатся в основном крутые, вернее их дети, знания все-таки требуют серьезные. Специфика специальности (врач как и сапер ошибается один раз). Кроме того ленивые дети крутых не идут на медфак. Но на специальности "лечебное дело" слишком высокий конкурс и соответственно деньги, а на стоматологический поступить легче, а учиться так же трудно. 150 человек аудитория, на лекции тишину сложно поддерживать, поэтому я сразу сказал, что никого не буду отмечать, кто не хочет не ходите. Так ведь все равно 100 человек ходит. Конечно стоматологи это исключение, у других хуже. Но это Университет, у людей искусства (в другом ВУЗе) я ни разу не поставил ни одной двойки. Просто нет необходимости. Есть процентов 30, которые не учатся, их я заставляю побегать, потом все равно ставлю тройки, просто так (честно), остальные учатся просто от души, понимающих конечно не так уж и много, но все стремятся.
Остается один вывод, наверное даже в подмосковье американский принцип "я богатый - ты дурак, ты богатый, я дурак" дал более глубокие ростки чем у нас, попросту до нас еще может еще не успел столь же основательно распространиться.
==========================================================================


taisauti
мастер
сообщений: 711
отправлено 10-11-2007 23:24
Кстати, доходы наших преподавателей не в пример ниже, чем в московском регионе. Профессор от 11 до 14 тыс., а что про простых смертных кандидатов, так это вроде смехотворных 5 тысяч (у нас на ставку). Я например не понимаю, это что общество в котором взятки должны стать жизненной необходимостью. Учителя школ и то у нас получают больше. Они (небожители из парламентского большинства) хвастают, что индексация превышает инфляцию. Так у меня оклад 2 тысячи, их индексирут на 15% каждый год, а остальные 3 тысячи кандидатских не индексируются. Но я имею приработок, тем и спасаюсь, насколько знаю, у нас нет преподавателей без дополнительных источников дохода. А это разве не отразится отрицательно на учебном процессе? Да уж, до сократовских времен, когда философы жили только своим умом наверное уже далеко.
==========================================================================


Matigor
мастер
сообщений: 869
отправлено 12-11-2007 18:16
1. Дети вероятно разные. У нас более изнеженные, более самоуверенные, более наглые. Сверх того у вас вероятно в провинции сохранилось уважение к человеку знания. А здесь вот он пришел на лекцию только потому, что если не придешь, то на зачете будет плохо - из-под палки пришел. Единицы (примерно так - 1 человек на группу) пришел ради получения знаний, остальные отбывают номер (всякие журнальчики мод читают).
Да что институт. Как-то раз также сказал в одной группе, "учитесь информатике для себя, компьютеры нужно осваивать, ходите кто хочет", на второе знаятие пришла половина, на третье половина от нее и вскоре ни одного человека уже не пришло ("дескать, мы работаем.. у нас другие дела").

2. Что до зарплаты, то она везде одна, государственная. 5 тыс. за ставку что в Москве, что в Нальчике :)))
==========================================================================


Михаил_В
мастер
сообщений: 217
отправлено 12-11-2007 19:36
Матигор вы меня не так поняли. Под «примерами» я имел в виду примеры из жизни. Не зря Платон говорят проводил занятия на свежем воздухе. Работает ассоциативное мышление, лучше запоминается.
==========================================================================


Matigor
мастер
сообщений: 869
отправлено 12-11-2007 20:57
Михаил, если такие примеры мне известны, то приведу, но часто жизнь и теория разорваны. Кстати, увлечение примерами тоже не всегда полезно - запомнится сам яркий пример, а вот его мораль, к чему он был дан - то пройдет мимо.

Вот абстрактный случай. Допустим по философии проходится тема "Философия Гуссерля", легким делом будет оживить урок сплетнями из личной жизни. Но ясно, что в лучшем случае запомнят ассоциацию с феноменологией, не далее. Или в свое время преподавал экологию (и сейчас немного есть), здесь вроде почва благодатная, скажем, такая тема "Биогеохимические циклы" - оказывается, многие запомнили сказку про ноготь, который вы срезали и атомы углерода с которого съели лет через 20 с куском рыбы. Но многие ли поняли мораль???
А скорее запомнят, что такой-то смешной преподаватель рассказывал о человеческих ногтях...
Ну а с математикой вообще беда. Какие тут "жизненные" примеры?
Разве что типа занимательной арифметики, дешевых числовых фокусов.
Мне показывала одна преподавательница задачку из учебника, составлящуюся вероятно в нач. 90-х. "Купили костюм за 30000 рублей,..."...
Смешные и несовременные цены.
==========================================================================


taisauti
мастер
сообщений: 711
отправлено 12-11-2007 22:03
Matigor. Я кажется несколько перебрал с похвальбой своих студентов. Что поделаешь, лично мне они действительно очень нравятся, поэтому наверное я не могу быть объективен. В действительности везде примерно одинаково. И у нас хватает наглецов, глупых и ленивых. Я обнаружил одну закономерность, раньше чем престижнее ВУЗ, тем лучше были студенты, а теперь наоборот. Думаю причины не надо объяснять.
По поводу жизненных примеров, вспомнил один курьезный случай. Когда то давно, я преподавал Зоологию позвоночных на ПМНО (учителя начальных школ). Задал вопрос по земноводным. Какие у них появились новые ароморфозные признаки. Одна студентка ответила - костный скелет. Вот я и привел пример из жизни. "Вы рыбу когда последний раз ели?".
==========================================================================


Matigor
мастер
сообщений: 869
отправлено 15-11-2007 12:31
Джабраил, а может студентка ест уже готовую рыбу (или мать разделывает) :))
По-моему у рыб хрящи, а не кости, да?

Ну вот вчера еще одно чудо пришло. Это кстати к вопросу о некритичном подражании.
Математика - одна из моих любимых задачек: длинное число вроде 12445445895859803011 (чтоб калькулятор не взял). Вопрос - делится ли на 11?
(признак делимости формулировал - сумма цифра на четных местах равна сумме цифр на нечетных, или эта разность кратна 11).
ЧТо делает совсем глупый студент? Начинает без всякого соображения делить на 11. Умный студент вспоминает, что на уроке мы складывали одни цифры с другими.
Тот же умный студент вчера пришел - и на вопрос "делится ли число на 60" - начал снова складывать цифры. Сложил и гордо сказал, посколкьу их сумма не делится на 60, то число не делится на 60. Он-то помнит и ему подсказали "умные девочки", что мы на уроке складывали... и конечно, не доходит, что теперь-то должен работать признак делиомсти на 3 (2 и 10 - элементарно).

Вот так вот. Механическое подражание да, а вот задуматься, почему - этого нет.
==========================================================================


taisauti
мастер
сообщений: 711
отправлено 15-11-2007 19:59
Вообще (если не вдаваться в подробности)рыбы бывают хрящевые (акулы, скаты и химеры), костно-хрящевые (осетровые) и костистые. В любом случае считают, что даже хрящевой скелет акул то же костный.
По поводу механического подражания. Тойнби писал (очередной раз извиняюсь за банальщину), что развитие идет через подражание (мимесис) народа творческому меньшинству. Может быть он и прав и не надо всех обязательно учить творческому подходу, а то такое наваяют. Пусть лишь подражают, а вот если среди них найдется такой представитель творческого меньшинства, тогда с него и требовать. Я сам, чем больше работаю со студентами, тем больше в этом убеждаюсь, а все равно ничего не могу с собой поделать, все равно пытаюсь все объяснить не механически а творчески. И хоть каждый раз убеждаюсь на экзаменах, что силы потрачены зря, все равно не могу себя заставить не утруждаться впредь. Просто иначе работа за такие деньги вообще станет бесмысленной. Тем более, что самородки попадаются не так уж и редко, иногда даже и для себя что-то новое узнаю.
==========================================================================


goldenspace
мастер
сообщений: 283 отправлено 25-12-2007 20:35
Интересно,а что делать бедному студенту консерватории,когда его преподаватель по пол года на гастролях? Почти что обыденное дело.
==========================================================================


Михаил_В
мастер
сообщений: 217
отправлено 25-12-2007 21:00
Не могли бы вы рассказать куда вы гастролируете? Нам было бы интересно.
==========================================================================


taisauti
мастер
сообщений: 711
отправлено 25-12-2007 21:08
goldenspace. С приездом (судя по кирилице). Ну тут остаётся только выбирать, между педагогом, которого на гастроли не берут, по причине профнепригодности, но который много времени будет вам уделять и педагогом, который от случая к случаю с вами. А по серьёзному, талант выход всегда найдёт, а бездарность всегда найдёт оправданье. Вас же берут на гастроли, значит Вы из тех, кто выход найдёт . Кстати моя близкая родственица Фатима Лафишева то же недавно из финских гастролей с баррочным колективом, может знакомы?
Я вам служителям музыки, завидую чёрной завистью

Когда бы все так чувствовали силу
Гармонии, но нет тогда б не мог
И мир существовать, никто б не стал
Заботиться о нуждах низкой жизни
Все предались бы вольному искусству
Нас мало избранных, счастливцев праздных
Пренебрегающих презренной пользой
Единого прекрасного жрецов
Михаил_В
мастер
сообщений: 217
отправлено 25-12-2007 22:00
Голдспас.«Интересно,а что делать бедному студенту консерватории,когда его преподаватель по пол года на гастролях?»


У одной моей подруги, студентки консерватории, был подобный случай. Только этот преподаватель «гастролировал» за соседним гаражом с грузчиками из магазина расположенного рядом. Вообще-то он был замечательный человек, писал исключительные стихи (аж мурашки бегали), но вот требовалось ему для полноты ощущений… иногда принять. Но в той же консерватории по счастью работала его жена, в конце сессии она собирала зачетки и возвращала с пятерками. И педагогу хорошо (преподавал все же не плохо) и студентам весело.
==========================================================================


Kerttay
мастер
сообщений: 451
отправлено 25-12-2007 23:07
Taisauti. Полностью присоединяюсь к Вашим словам.
Вообще, как известно, издревле ведётся спор – какое из искусств выше – поэзия, музыка или живопись? Леонардо да Винчи, насколько я помню, обосновывая первенство живописи говорил, что «если вы захотите понять, насколько прекрасна женщина, что вы предпочтёте – прочитать стихи о ней, услышать музыку, посвящённую ей или увидеть её портрет?». Подразумевался, конечно, портрет.
Но музыка… Наверное, в ней больше недосказанности, а потому больше простора для фантазии и ощущения сопричастности. Недаром всё тот же Пушкин писал: «Одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия».
Здесь и сейчас
Аватара пользователя
Игорь Ладов
Администратор
Сообщения: 968
Зарегистрирован: 09 апр 2009, 13:36
Контактная информация:

Re: Воспитание и образование

Сообщение Игорь Ладов »

Matigor
мастер
сообщений: 869
отправлено 27-12-2007 17:48
Как же я устал от этих студентов...
Джаюраил, надеюсь, вы понимаете актуальность момента:)))
==========================================================================


goldenspace
мастер
сообщений: 283 отправлено 27-12-2007 20:52
Спасибо за теплые слова,но я,честно говоря,еще не приехала."Гастролирую" в Египте.Вчера вот в Каире была,и без культового комплекса в Гизе не обошлось.

Пирамиды стоят себе,сфинкс чинно восседает.Грандиозно.Но ни тебе звона в ушах, ни покалывания в корнях волос,ни других экстравагантных ощущений,о которых часто рассказывают мистически настроенные путешественники.Я,правда,сама всегда жду или ищу всяческих чудес,но здесь все перекрывало тотальное состояние бизнеса.Толпы оголтелых египтян въются вокруг,как рой назойливых ос - бурно предлагают что-то купить,призывают объехать пирамиды на такси,верблюдах,лошадях,ослах,чуть-ли не облететь на воздушном шаре.При этом слова"нет"не хотят понимать ни на каком из языков,включая родной,арабский.
Автобусов - сотни,туристов - тысячи(!).Прибавьте к этому палящее солнце - и пирамиды уже воспринимаются скорее как второстепенное приложение ко всей этой одуряющей суматохе.
Вообше Каир - это головокружительный хаос.
Больше пока рассказать не могу - пробралась к компьютеру,как партизан.


,,,
==========================================================================


Ladow
admin
сообщений: 777
отправлено 27-12-2007 22:19
goldenspace, будет интересно, если вы расскажете о своих впечатлениях от поездки. Если будет желание, напишите в тему "Ваш город: опросник". Там мы и о поездках пишем, надо будет расширить название темы.
==========================================================================


taisauti
мастер
сообщений: 711
отправлено 28-12-2007 00:06
У меня меня мама была в Египте ещё в советские времена, помню, единственым её впечатлением от лабиринтов пирамид было: "Там так душно", но она простая продавщица, а мне интересно от музыканта узнать более глубокие впечатления. Ведь сколько опер уже посвящено и поставленно...
В общем, присоединяюсь к проьбе Ладова.
==========================================================================


taisauti
мастер
сообщений: 711
отправлено 28-12-2007 00:10
Matigor. Прекрасно понимаю, но я он них не устаю, и может быть поэтому и они от меня. Но вас я все равно понимаю, особенно с учётом нашей зарплаты...
==========================================================================


taisauti
мастер
сообщений: 711
отправлено 28-12-2007 00:36
Честно говоря у меня ощущение, что наше космическое золотце шалит. Оно всё ещё возможно у горячих финских товарищей, попросту скачало плагин, предложенный Матигором, там всё по фински, не уверен, что это именно плагин для кодировки кирилицы. Соловьи редко перебегают предательски от викингов сразу к египтянам, минуя родную Россию.
==========================================================================


Ladow
admin
сообщений: 777
отправлено 28-12-2007 08:57
Тайсаев, ну что вы нападаете на goldenspace, и в данном случае совсем не обоснованно, на мой взгляд.
==========================================================================


taisauti
мастер
сообщений: 711
отправлено 28-12-2007 09:53
Даже если и так, я это считаю невинной и вполне простительной шалостью, но если я ошибся с удовольствием узнал бы о впечатлениях. В любом случае извиняюсь, если это могло как то задеть.
==========================================================================


goldenspace
мастер
сообщений: 283 отправлено 28-12-2007 12:30
taisauti.Э-э,чегой-то вы?В Финляндии я была последний раз весной.
==========================================================================


taisauti
мастер
сообщений: 711
отправлено 28-12-2007 17:09
goldenspace. По крайней мере Вы на меня не обижаетесь. Я искренне рад. Я вообще не злой человек, но иногда наступаю на собственный характер.
Здесь и сейчас
Закрыто