Сравнительное религиоведение
Добавлено: 13 авг 2009, 12:56
По предложению Матигора, выделяю разговор о религиях в отдельную тему
Философия, религия, идея сверхчеловека. Поиск нового мировоззрения. Проблемы Общества, политики, экономики.
http://igorladov.com/forum/
taisauti писал(а): (...)
Насчёт отношения Востока к любви. Частично правда, но только в радикальных исламских обществах. В умереных всё тоже самое, что и в Европе, я не заметил никакой разницы например. Да и многоженство довольно редкое явление. Кстати в Исламе многоженство не поощряется, а только разрешается в крайнем случае. Это было связанно с периодом, когда много мужчин гибло в войнах. Но чисто человеческая любовь в Исламе очень даже превозносится, а уж что касается помощи бедным, то тут христианству далеко до Ислама. Здесь это не просто культ, а обязательно к исполнению всем, кто не нищ. Любовь к женщине слишком физеологична в исламе надо признать. Любить до отчаяния грешно, это затмевает любовь к Богу. Но зато идеалы истинной мужской дружбы в исламских странах, по общему признанию имеют гораздо более глубокие корни. Меня кстати всегда удивляло в России обилие влюблённых парочек и почти полное отсутствие компаний друзей, кроме тех, которые связаны с совместными попойками. Далее Ислам намного более ортодоксально монотеистичен. В Христианстве триединство Бога несколько смущает, вроде один, но вроде бы их как бы трое. К тому же ещё Богоматерь почитается как богиня фактически и иконы и кресты очень уж похоже это на фетишь. В Исламе даже Магомеда превозносить считается грехом, он почитается не более как проводник и он даже не считается автором Корана. Просто написал, что ему было дано. Единственный религиозный праздник не связанный напрямую с Богом это Хиджра, день перехода Магомеда из Мекки в Медину. И даже его многие исламоведы считают отмечать большим грехом. Конечно пережитки политеизма и язычества не во всех христианских конфессиях одинаковы. Кажется в Осетии языческие культы наиболее обильно пепереплетены с христианством. А ведь у них христиансво имеет на несколько веков более давнюю историю, чем на Руси. И эта антропологизация Бога в христианстве мне непонятна. Бог дедушка с бородой. Да одна только фраза создал по образу и подобию своему. Ну зачем Богу срамные места? К тому же Бог мужчина, это не только принижает роль женщины, но и объяснимо по Фрейду. У ребёнка отец отождествляется с защитником. А когда он вырастает, то его роль сублимируется в Боге-Отце. В Исламе Бог есть абсолют, который растворён как бы в всём пространстве, вернее даже он вне пространства. Впрочем в Исламе многое мне тоже не нравится, особенно его тоталитарность, слишком жесткие обрядовые требования и многое другое. Поэтому религии мира давно нуждаются в реконструкции. К этому пришел и Тойнби в своё время и Тейяр де Шарден например и Декарт и Френсис Бэкон и многие другие.
Это главное, что меня привлекает в концепции Ладова. Без религии человеку нельзя. Но религия должна отвечать сегодняшним реалиям, вернее завтрашним уже.
Matigor писал(а): (...)
3.Джабраил, вы слишком биолог. Я-то пытаюсь уйти от биологических аллюзий, больше опираться на суждения духа. А дух стоит на моногамии. Если детей в такой семье много, то они неизбежно будут воспитываться "сами по себе", будучи лишены отцовской любви - она как бы размазывается по потомкам. Потомство, пусть и с хорошими генами, большое, а толку немного, если нет воспитания духа. Если мне память не изменяет, вспомните на сей счет библейскую притчу о Иосифе; отец его, Иаков, любил только Иосифа и Вениамина, а остальные 10 братьев были как бы в оппозиции.Многоженство тоже плохо, но я думаю, что не настолько. Там по крайней мере, если мужчина состоятельный, то тем самым количество хороших генов возрастает.
4.Судя по тексту Корана, там мало любви, почти нет - разве что в ритуальной формуле "во имя Аллаха". Я верю, что ислам как культурная религия милостив, но только это вопреки догматике.Но чисто человеческая любовь в Исламе очень даже превозносится, а уж что касается помощи бедным, то тут христианству далеко до Ислама.
А что до милостыни бедным, то оно похвально, да только благотворительность без меры заслоняет нам Бога. Мне показалось, Джабраил, что при сравнении христианства и ислама вы отдаете предпочтение исламу. Что же, мои пристрастия в этом смысле. Если Ладов откроет новую тему "Сравнительное религиоведение", то там можно подискутировать...
5.Ну извините, Джабраил, мне эта фраза кажется ключевой во всех отношения Бога и человека. Вы, наверное, второпях вспомнили про срамные места; а ведь, конечно, "по образу Нашему и по подобию Нашему" нужно понимать не в телесном смысле. Детский сад!Да одна только фраза создал по образу и подобию своему. Ну зачем Богу срамные места?
taisauti писал(а):Согласен.Matigor писал(а):Джабраил, вы слишком биолог. Я-то пытаюсь уйти от биологических аллюзий, больше опираться на суждения духа. А дух стоит на моногамии. Если детей в такой семье много, то они неизбежно будут воспитываться "сами по себе", будучи лишены отцовской любви - она как бы размазывается по потомкам. Потомство, пусть и с хорошими генами, большое, а толку немного, если нет воспитания духа. Если мне память не изменяет, вспомните на сей счет библейскую притчу о Иосифе; отец его, Иаков, любил только Иосифа и Вениамина, а остальные 10 братьев были как бы в оппозиции.Заслоняет Бога не только милостыня, но и любовь к человеку. Именно эта сторона мне в исламе тоже не нравится. По настоящему любить по исламу можно только Бога, кстати это отличало и раних христиан, а ислам то на 5 веков моложе. В исламе даже нельзя держать траур и плакать на похоронах. Я откровенно скажу, я отдаю предпочтения христианству, попросту я хочу несколько реабилитировать ислам, потому что я за новую религию, которая и в исламе что то сможет взять.Matigor писал(а):Судя по тексту Корана, там мало любви, почти нет - разве что в ритуальной формуле "во имя Аллаха". Я верю, что ислам как культурная религия милостив, но только это вопреки догматике.
А что до милостыни бедным, то оно похвально, да только благотворительность без меры заслоняет нам Бога. Мне показалось, Джабраил, что при сравнении христианства и ислама вы отдаете предпочтение исламу. Что же, мои пристрастия в этом смысле.Согласен, что ошибся. Но тут всё не так однозначно, далеко не все так считают как Вы. Многие христиане естественно считают как и в исламе, что Бог есть бесконечная и вездесущая ипостась блага, теже патристы. Но, в отличие от ислама Бог является часто в обличие человека и многие христиане считают человека богоподобными и в телесном смысле. Самое вероятно известное изображение Бога, это "Сотворения Адама" из сикстинской капелы Микеляндело. Он был человек глубоко верующий, да и писал под контролем Папы Римского. В исламе такое в принципе невозможно. Даже человека нельзя изображать, тут мы как бы соперничаем с Богом, а в любом случае получится карикатура. А уж изображать Бога, страшное кощунство. Считается что если бы даже смертный его смог увидеть, то сразу бы умер.Matigor писал(а):Ну извините, Джабраил, мне эта фраза кажется ключевой во всех отношения Бога и человека. Вы, наверное, второпях вспомнили про срамные места; а ведь, конечно, "по образу Нашему и по подобию Нашему" нужно понимать не в телесном смысле.
Афористично даже. Что-то в этом есть. И все-таки обе любви при правильном расположении гармонизируют (сюда я бы добавил эстетическую сторону - любовь и благоговение перед тварным миром).Заслоняет Бога не только милостыня, но и любовь к человеку
В каждой религии есть свои императивы. В Зорроастризме это борьба добра и зла, в будизме - атараксия, в исламе смирение перед Всевышним и строгое следование его законам и только в христианстве - любовь. Впрочем тут Ветхий завет сильно выпадает, там Бог жесток и даже мстителен, я честно говоря до сих пор не могу понять, почему христиане его канонизировали. Но всё равно, я тоже считаю что главное это любовь. Добро, порядок, созидание, благодать, красота, мировой порядок, логос - всё это и есть любовь и Бог это любовь. Поэтому я и написал, что христианство мне ближе. Ислам родился на Востоке и нужно учитывать их ментальность. Если они падают ниц даже перед шейхом, то что можно ждать от их обрядов перед Богом. Кроме того, Востоку чужд индивидуализм отсюда и такая обрядовая часть.Matigor писал(а):Мне вот интересно, где в Коране написано - возлюби Бога? Я лично прочитал одно - ниц, поклонись и подчинись, ибо Аллах много выше тебя.
Если брать Новый завет тогда в нём меньше насилия, но лишь потому, что культура Иудеи и всего Рима тогда была в фазе обскурации по Гумилёву и недеяние и пассивное отношение к миру были вполне созвучны времени. Зато в Ветхом завете насилия на порядок больше, чем в Коране. История с Содомом и Гоморрой и избиение первенцев в Египте, я уж не говорю про историю резни амаликитян. А ведь это тоже Библия, христианская священая книга. Я считаю, что мыслители раннего Средневековья, во время расцвета Арабского халифата были гораздо ближе к истине, а ведь они тоже считали себя мусульманами (Аль Фараби, Омар Хайям, Авицена, Авероэс). Кстати последний был очень популярен среди христиан, пока его учение двух истин не объявили ересью. Любое священное писание алегорично, а значит трактовать его можно по разному.Matigor писал(а):не может Бог совершать уж очень крутое насилие над человеком - Аллах приказал, раб выполнил (это противоречило бы гениальной формуле "по образу и подобию" или даже случайно ветхозаветному "я сказал, вы боги").
Я согласен, для толпы нужна наглядность. Но тут я о другом. Тем самым Бог христиан приобретает для верующих вполне человеческие черты. Ведь толпе не объяснишь, что это алегория. А религия это по большому счёту и есть Вера толпы, поскольку элита и так понимает.Matigor писал(а):Что до изображения, то мы попадаем в очередной виток спора иконоборцев. С моей точки зрения - изображения Бога художественными средствами (картины, фрески, музыка) вполне допустимы, поскольку особо настраивают человека на религиозное общение
Matigor писал(а):Да, Джабраил, чтобы не возникло недопонимания, надо различать ислам как религию со своей догматикой и ислам как культурный феномен с кучей обрядов. Я говорю о первом. И такой ислам есть громадный шаг назад в сравнении с христианством; не может Бог совершать уж очень крутое насилие над человеком - Аллах приказал, раб выполнил