Matigor
мастер
сообщений: 869
отправлено 30-09-2008 18:08
"Это не значит, что такому человеку никто не нужен - но он не зависит от внешних связей, не подменяет ими свою суть".
Керти, хотя формула представляется симпатичной, но противоречива.
а) человеку кто-то нужен
б) человек независим от внешних связей
Если человеку кто-то нужен, то уже это означает внешнее связывание (моралью, допустим). Приведите примеры разрешения этого противоречия в смежной теме.
==========================================================================
Kerttay
мастер
сообщений: 451
отправлено 30-09-2008 18:52
Матигор, просто связь и зависимость - на мой взгляд, совершенно разные вещи. Всё-таки, тут многое от смысловой заполненности зависит - от внутренней основы. Для примера хочу поместить отрывок из эссе Халиля Джебрана "Пророк" - о браке:
Вы родились вместе, и вместе вы будете навеки.
Вы будете вместе, когда белые крылья смерти рассеют ваши дни.
О, вы будете вместе даже в молчаливой памяти Господа.
Но пусть будут промежутки в вашей совместности.
И пусть ветры небес танцуют между вами.
Любите друг друга, но не превращайте любовь в оковы:
Пусть она лучше будет колышущимся морем меж берегов ваших душ.
Наполняйте чаши друг друга, но не пейте из одной чаши.
Делите друг с другом хлеб, но не ешьте от одного куска.
Пойте и танцуйте вместе и будьте радостны, но пусть каждый из вас будет сам по себе,
Равно как струны лютни отделены друг от друга, хотя они и трепещут в единой мелодии.
Отдавайте свои сердца, но не в собственность друг другу.
Ибо лишь рука Жизни может вместить ваши сердца.
И стойте рядом, но не слишком близко друг к другу:
Ведь колонны храма стоят отдельно одна от другой,
А дуб и кипарис не растут в тени друг друга.
==========================================================================
Игорь Ладов
admin
сообщений: 436
отправлено 05-10-2008 23:44
Из Франсуа де Ларошфуко ("Максимы").
Людям не только свойственно забывать благодеяния и обиды, они ненавидят тех, кому обязаны, и не держат зла на обидчиков. Воздать за добро и отомстить за зло кажется им кабалой, с которую трудно смирится.
Ни солнце, ни смерть не допускают долгого взгляда.
Те, кто убеждён в собственных достоинствах, почитают необходимым казаться несчастными, дабы внушить себе и всем остальным, что удостоены гонений судьбы.
Нет людей, что не стыдились бы своей любви друг к другу, уже друг друга не любя.
Мы безутешны, когда нас обманывают враги и предают друзья, однако, случается, без всякого неудовольствия поступаем так же сами с собой.
Иные люди вовек бы не влюблялись, когда бы не слыхали о любви.
Великие умы умеют много выразить в немногих словах; напротив, дар умов ничтожных – много говорить, ничего не сказав.
Надежда, пусть самая обманчивая, всё же отрадным путём ведёт нас к последнему приделу наших дней.
Лишь великим позволительно иметь великие недостатки.
Есть люди, похожие на куплеты, что поются лишь к случаю.
Посредственные умы обычно осуждают всё, что выше их понимания.
Из глупца хорошего человека не выкроить.
Немного есть женщин, чьи достоинства долговечней красоты.
Твёрдость, которая помогает не поддаваться любви, также помогает ей быть пылкой и продолжительной, меж тем как люди слабые, в вечном смятении чувств, почти не бывают ею исполнены.
Падение ближнего приятно и друзьям, и недругам.
Старания философов, стремившихся внушить нам презрение к смерти, лучше всего доказывают, сколь она грозна.
Мы лезем вон из кожи не столько ради обретения счастья, сколько ради того, чтобы все считали нас счастливчиками.
Благородное достоинство не имеет единого выражения, но выражается во всём без исключения.
Верный знак прирождённого величия – отсутствия врождённой зависти.
==========================================================================
Matigor
мастер
сообщений: 869
отправлено 08-10-2008 18:31
Позволю себе прокомментировать наиболее понравившееся из Ларошфуко, дефрагментированного Ладовым
)
"Ни солнце, ни смерть не допускают долгого взгляда".
Автор хотел сказать, что думать о смерти неприятно и вредно для здоровья.
"Нет людей, что не стыдились бы своей любви друг к другу, уже друг друга не любя".
Да, пожалуй так, ибо выходя из любви, человек возвращается к себе. А уходя в любовь, он раскрывается, перестает быть монадой.
"Лишь великим позволительно иметь великие недостатки".
И великим свойственна великая любовь. Ладов, вот еще мне на ум пришло: люди общаются друг с другом кое-как. А вот сверхчеловек, если общается с другим сверхчеловеком, должен иметь не общение, а сверхобщение. Вряд ли вы можете возразить против сверхобщения сверхчеловеков, которое устраняет их одиночество?
Одиночество есть лекарство против общения с чернью, не более того.
"Твёрдость, которая помогает не поддаваться любви, также помогает ей быть пылкой и продолжительной, меж тем как люди слабые, в вечном смятении чувств, почти не бывают ею исполнены".
См. выше. Хороший афоризм.
"Верный знак прирождённого величия – отсутствия врождённой зависти".
Или признак простоты природного ума, его неразвитости
Ладов, кстати, спасибо за ссылку на индусов...
)... но мне еще рано ходить на всякие семинары, еще мало знаю по теме.
==========================================================================
Игорь Ладов
admin
сообщений: 436
отправлено 23-10-2008 15:44
Прочитал (или вернее перечитал, но уж больно давно я читал первый раз) «Герой нашего времени» Лермонтова. Холодная и печальная повесть.
Вот некоторые из мест, которые привлекли моё внимание:
Меня невольно поразила способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить; не знаю, достойно
порицания или похвалы это свойство ума, только оно доказывает неимоверную
его гибкость и присутствие этого ясного здравого смысла, который прощает зло
везде, где видит его необходимость или невозможность его уничтожения.
…если б все люди побольше рассуждали, то убедились бы, что жизнь не стоит того, чтоб об ней так много заботиться...
…разочарование, как все моды, начав с высших слоев общества, спустилось к низшим, которые его донашивают, и что нынче те, которые больше всех и в самом деле скучают, стараются скрыть это несчастье, как порок. Штабс-капитан не понял этих тонкостей, покачал головою и улыбнулся лукаво:
- А все, чай, французы ввели моду скучать?
- Нет, Англичане.
Мы почти всегда извиняем то, что понимаем.
В ней было
много породы... порода в женщинах, как и в лошадях, великое дело; это
открытие принадлежит Юной Франции. Она, то есть порода, а не Юная Франция,
большею частью изобличается в поступи, в руках и ногах; особенно нос много
значит. Правильный нос в России реже маленькой ножки.
…Его цель - сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обреченное каким-то тайным стра-даниям, что он сам почти в этом уверился. Оттого-то он так гордо носит свою толстую солдатскую шинель. Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях.
Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприят-но, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой. Бывали примеры, что женщины влюблялись в таких людей до безумия и не променяли бы их безобразия на красоту самых свежих и розовых эндимионов; надобно отдать справедливость женщинам: они имеют инстинкт красоты душевной.
Я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается.
- Что до меня касается, то я убежден только в одном... - сказал доктор.
- В чем это? - спросил я, желая узнать мнение человека, который до сих
пор молчал.
- В том, - отвечал он, - что рано или поздно в одно прекрасное утро я
умру.
- Я богаче вас, сказал я, - у меня, кроме этого, есть еще убеждение -
именно то, что я в один прегадкий вечер имел несчастие родиться.
- Женщины любят только тех, которых не знают.
- …С тех пор как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий... - Ее голос задрожал, она склонилась ко мне и опустила голову на грудь мою.
"Может быть, - подумал я, - ты оттого-то именно меня и любила: радости забываются, а печали никогда..."
…она его уважает, как отца, - и будет обманывать, как мужа...
Странная вещь сердце человеческое вообще, и женское в особенности!
Где есть общество женщин - там сейчас явится высший и низший круг.
Женщины! кто их поймет? Их улыбки противоречат их взорам, их слова обещают и манят, а звук их голоса отталкивает... То они в минуту постигают и угадывают самую потаенную нашу мысль, то не понимают самых ясных намеков...
…Вы, мужчины, не понимаете наслаждений взора, пожатия руки, а я, клянусь
тебе, я, прислушиваясь к твоему голосу, чувствую такое глубокое, странное
блаженство, что самые жаркие поцелуи не могут заменить его.
…беспокойная потребность любви, которая нас мучит в первые годы молодости, бросает нас от одной женщины к другой, пока мы найдем такую, которая нас терпеть не может: тут начинается наше постоянство - истинная бесконечная страсть, которую математически можно выразить линией, падающей из точки в пространство; секрет этой бесконечности - только в невозможности достигнуть цели, то есть конца.
Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы.
Кисейный рукав слабая защита, и электрическая искра пробежала из моей руки в ее руку; все почти страсти начинаются так, и мы часто себя очень обманываем, думая, что нас женщина любит за наши физические или нравственные достоинства; конечно, они приготовляют ее сердце к принятию священного огня, а все-таки первое прикосновение решает дело.
- Зачем же ты надеялся? Желать и добиваться чего-нибудь - понимаю, а
кто ж надеется?
Очень рад; я люблю врагов, хотя не по-христиански. Они меня забавляют, волнуют мне кровь.
Недаром Нарзан называется богатырским ключом. Здешние жители утверждают, что воздух Кисловодска располагает к любви, что здесь бывают развязки всех романов, которые когда-либо начинались у подошвы Машука. И в самом деле, здесь все дышит уединением; здесь все таинственно - и густые сени липовых аллей, склоняющихся над потоком, который с шумом и пеною, падая с плиты на плиту, прорезывает себе путь между зеленеющими горами, и ущелья, полные мглою и молчанием, которых ветви разбегаются отсюда во все стороны, и свежесть ароматического воздуха, отягощенного испарениями высоких южных трав и белой акации, и постоянный, сладостно-усыпительный шум студеных ручьев, которые, встретясь в конце до-лины, бегут дружно взапуски и наконец кидаются в Подкумок.
Чего женщина не сделает, чтоб огорчить соперницу! Я помню, одна меня полюби-ла за то, что я любил другую. Нет ничего парадоксальнее женского ума; женщин трудно убедить в чем-нибудь, надо их довести до того, чтоб они убедили себя сами; порядок доказательств, которыми они уничтожают свои предупреждения, очень оригинален; чтоб выучиться их диалектике, надо опрокинуть в уме своем все школьные правила логики. Например, способ обыкновенный:
Этот человек любит меня, но я замужем: следовательно, не должна его любить.
Способ женский:
Я не должна его любить, ибо я замужем; но он меня любит, следовательно...
Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно. Я - как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты. Но карета готова... прощайте!..
А всеживешь - из любопытства: ожидаешь чего-то нового... Смешно и досадно!
Погружаясь в холодный кипяток нарзана, я чувствовал, как телесные и душевные силы мои возвращались. Я вышел из ванны свеж и бодр, как будто собирался на бал. После этого говорите, что душа не зависит от тела!..
Думая о близкой и возможной смерти, я думаю об одном себе: иные не делают и этого. Друзья, которые завтра меня забудут или, хуже, возведут на мой счет бог знает какие небылицы; женщины, которые, обнимая другого, будут смеяться надо мною, чтоб не возбудить в нем ревности к усопшему, - бог с ними!
Вот люди! все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка,
помогают, советуют, даже одобряют его, видя невозможность другого средства,
- а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел
смелость взять на себя всю тягость ответственности. Все они таковы, даже
самые добрые, самые умные!..
Были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!.. И что ж? эти лампады, зажженные, по их мнению, только для того, чтобы освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их стра-сти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонек, зажженный на краю леса беспечным странником! Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо со своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!.. А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастия, потому знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или судьбою...
Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает
решительности характера - напротив, что до меня касается, то я всегда смелее
иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не
случится - а смерти не минуешь!
==========================================================================
Matigor
мастер
сообщений: 869
отправлено 23-10-2008 20:27
Ладов, хотелось бы услышать вашу оценку. Поподробнее:))