Матигор, я внимательно прочёл вашу статью. Хотя с очень многими идеями я не согласен, читать было интересно. Как обычно некоторые ваши мысли неожиданные и яркие. Вот, например, мне понравилось:
«И, наконец, вопрошал ли кто: "Счастлив ли Ты, мой Бог?". Интересовался ли этим хоть один христианин, из возлюбивших Сына или Отца?»
«Наконец, не будем забывать и о том, что представляющее соблазн для большинства не выглядит в общем случае соблазнительным для одиночек.»
«Вот, Петр обличает: "Ты солгал Богу!" - Лука не мог придумать фигуры неудачнее, ведь о ком три раза кукарекал петух? И кто сказал, что "не знает Его"»
Поскольку дальше речь пойдёт о ваших убеждениях, так сказать, основополагающих, я надеюсь, что вы воспримете моё мнение без обид и т.п. Вы, конечно, не случайно в этой статье так много говорите о христианстве. Очевидно, что вас мучают сомнения насчет того, в какой степени христианство истинно. Вот вы пишете:
«И если в мелочах текст Библии не выдерживает критики, то закрадывается подозрение и о тех местах, где формулируются важнейшие догматы. С другой стороны, непозволительным выглядит и иная радикальная точка зрения, согласно которой Библия есть сборник сказок и не содержит ничего из Божественного откровения.»
Иначе говоря, вы пытаетесь спасти из Библии хоть что-то. А зачем? Почему такая потребность найти там божественное откровение? Вы пишете:
«Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам" (Исх. 3:13-14). О Боге, таким образом, мы знаем только, что Он существует. Я бы даже назвал Его Неведомым, что несколько неверно, поскольку есть Откровение.»
Но не странно ли искать свидетельство бытия Бога в Библии, этом собрании разных книг, написанных множеством людей? На мой взгляд, в Библии нет никаких откровений, если понимать под ними слова Бога, которые он пожелал высказать таким образом. Все эти тексты творения людей. Но если бы там даже и затесалось несколько слов божьих, как бы вы их нашли и выделили? Или вы посчитаете что Бог задал таким образом некую головоломку, чтобы пытались найти его слова среди множества прочих, иголку в стоге сена? Но думать так о божественном откровении, не значит ли недостаточно уважительно думать о Боге? И потом, если бы это было так, слова божьи можно было бы искать и в другой литературе, – которой просто горы – почему именно в Библии?
Нет, тут дело в том, что вы не хотите до конца расстаться с иллюзиями христианства, поэтому и стараетесь создать систему не далеко от него стоящую, как вы пишете:
«Во всяком случае из всех остальных религий христианство наиболее близко к теоцентризму, и теоцентризм весьма сочувствует ему, как своему чересчур эмоциональному собрату.».
Здесь, на мой взгляд, надо выбрать либо быть христианином, либо нет. Это не значит отвергнуть всё положительное, что есть в этой религии. Однако надо перерасти иллюзии и самообманы, которым подвластны те, кто в христианство верит.